«День радио»: смазка из алкоголя и чернопопики

Культовый спектакль стал фильмом, исключив из сценария почти все песни «Несчастного случая»

  • Чудеса живой природы вроде двузубых чернопопиков по-прежнему приходится изображать подручными средствами, без всяких спецэффектов
    Чудеса живой природы вроде двузубых чернопопиков по-прежнему приходится изображать подручными средствами, без всяких спецэффектовВсе фотографии

Прошлой осенью на экраны вышел «День выборов» — экранизация продолжения спектакля «День радио». Не прошло и полугода, как испекся то ли сиквел, то ли приквел. Вышел фильм по самому «Дню радио» — культовому спектаклю «Квартета И», за семь лет существования разошедшемуся на цитаты и навеки поселившемуся на жестких и DVD-дисках в коллекциях ценителей. У команды «как бы модного» «Как бы радио» в последний момент уводят тему благотворительного марафона в поддержку российских туристов, которые застряли в Конго и ночуют на взлетной полосе, с трудом уворачиваясь от самолетов...

Марафон отменять нельзя — и из новостных лент спешно выхватывается заметка о том, что в Японском море из-за технических неполадок не может причалить суденышко с маленьким бродячим цирком на борту. Однопалубное судно, оснащенное ракетницей, багром и ведром с песком, заблеванное страдающим от качки медведем, в эфире обращается терпящим бедствие лайнером «Доктор наук профессор Шварценгольд» (так звали дедушку одного из радийных креативщиков), перевозящим бесценный груз — последние экземпляры редчайших вымирающих животных.

В ходе интервью, которое пьяные ведущие берут у изображающего ученого-зоолога звукотехника, жизнь подкустового выползня, северо-американского кролика-зануды, волка-хлопотуна и прочих диковинок в духе Кэрролла обрастает удивительными подробностями. В поддержку ластоногих коз и гигантских саблезубых кузнечиков выступают поп-звезды. В эфире появляется даже Бриджит Бардо, наскоро смонтированная из реплик начального аудиокурса французского языка. Хвост начинает вилять собакой — к спасательной операции уже подключаются МЧС и Министерство обороны.

Как видите, в переиздание популярного пособия для юнкоров по конструированию медиареальности не было внесено особых изменений. Потому шутки в новом фильме кажутся слегка обросшими бородой, хотя и понимаешь, что первоисточником был как раз «День радио».

«Значит так, интервью с Суэцом, впечатления людей, которые первыми проехали по этому каналу...» (работники радио спешно набрасывают план материала о Суэцком канале).

Алексей Кортнев, отвечавший за всю музыку в спектакле, в фильме появится только в нескольких эпизодах
При том общая энергетика «Дня радио», на взгляд корреспондента НГС.РЕЛАКС, осталась практически на прежнем уровне... если бы только формат кино не придал действу некоторую затянутость. При этом киноформат практически ничего нового «Дню радио» не дал. Разве что теперь появилась возможность показать воочию плавучий цирк, где в клетках дремлют собаки и прочее рядовое зверье, переругивается состоящая из двух человек команда (оба, не предупредив напарника, продали по полбака солярки — вот судно и стоит) и бродит совершенно необязательная Амалия Мордвинова, которую ужасно укачивает. В самом деле, что еще показывать? На гигантского саблезубого кузнечика бюджета хватило бы, наверное, только у Спилберга.

Одним словом, как и «День выборов», «День радио» — это скорее капустник, аккуратно задокументированный на пленку без особой режиссерской изобретательности, чем полноценное кино.

С другой стороны, часто ли вы смотрите действительно хорошие и неглупые комедии в кинотеатре? Так что придирки к «Дню радио» не особо уместны — свою нишу в качестве кино для коллективного просмотра в дружеской компании он точно и заслуженно займет.

По-настоящему изменилась только одна сторона — музыкальная. Стоит предупредить поклонников спектакля «День радио» с его гомерически смешными музыкальными пародиями (в которых все причудливые грани отечественного шоу-бизнеса — от шансона до садо-мазо-клубнички — изображали Алексей Кортнев и группа «Несчастный случай»), что музыка в «Дне радио» поменялась практически полностью.

Впрочем, самые ударные хиты из «Дня радио» уже прозвучали в «Дне выборов». И вывозить уже второй фильм на культовой «Снежинке» и страдальческом блатняке «Ночной ларек» было бы по меньшей мере странно. Предвосхищая стоны разочарования, «Квартет И» на своем официальном сайте разместил разъяснение музыкальной политики фильма:

Годы идут, а «Мумий Тролль» не меняется
«Мы стремились снять максимально реалистичный, т.е. максимально соответствующий реалиям сегодняшнего дня фильм, сюжет которого не воспринимался бы зрителем как одна большая натяжка (каковыми воспринимается большинство современных отечественных фильмов). И допустить гиперусловный ход, когда всех гостей радиостанции играет одна, пусть и беспредельно талантливая команда «Несчастный случай», значило бы изначально разрушить это правдоподобие».

Только гимн радио в исполнении «Несчастного случая» в финале остался на месте. Остальные песни исполняют «Vоплi Viдоплясова», Диана Арбенина, «Мумий Тролль», «Ногу свело»... После просмотра в голове остаются только два музыкальных номера — спетая при свечах трогательная «Забери» от Сергея Бабкина из «5’NIZZA» и душераздирающий шансон «Вязаный жакет» в исполнении Николая Фоменко — достойная смена «Ночному ларьку». Ну а в эпизодах тоскует группа «Чайф», застревающая то в пробках, то в лифте:

- Я больше не могу... Можно я больше не буду рок-идолом и кумиром молодежи?
- Все нормально, Володька. Сейчас выступим — и спатеньки.


Елена Полякова


читайте также




  • В эфире
  • Популярное
Реклама

Опрос

Вы ходите в театр?