«10 000 лет до н.э.»: пирамиды построили мамонты

Клон «Апокалипсиса» от режиссера «Послезавтра» вышел пресным и обескровленным

  • Стопроцентно узнаваемых актерских лиц в «10 000 лет до н.э.» не будет
    Стопроцентно узнаваемых актерских лиц в «10 000 лет до н.э.» не будетВсе фотографии

«10 000 лет до н.э.» — еще один фильм, отрабатывающий доведенную до абсурда во «Флинтстоунах» идею того, что древние люди, в общем-то, ничем не отличались от нас. Разве что одевались похуже и кредитов не брали. А в остальном люди как люди: у ночного костра (читай: на кухне) занимаются друг с другом примитивным психоанализом. И даже проблема растекающейся под глазами некачественной туши девушкам каменного века знакома. Впрочем, исторической правды от фильма с внушительным бюджетом (105 млн долларов) и Роландом Эммерихом, снявшим «Послезавтра» и «День независимости», в режиссерском кресле не ждешь. Зато ждешь мощного зрелища с дивными спецэффектами.

В припорошенных великим белым дождем скалах обитает племя охотников на мамонтов. Однажды к племени приходит голубоглазая девочка (Камилла Белль), весь род которой был истреблен «четырехногими демонами». Ведунья племени видит в девочке предзнаменование больших перемен, ну а юный сын вождя племени Д’Лех (Стивен Стрэйт) видит в гостье только голубые глаза и прекрасный внутренний мир. Дальнейшее развитие сюжета похоже на «Апокалипсис» Мела Гибсона. Герой снова оправляется в далекие земли за похищенной возлюбленной. И снова показано столкновение цивилизаций, причем чем более цивилизация развита, тем она безжалостнее организована. Будет и много мелких совпадений вроде играющей важную роль в сюжете и тут, и там ямы, затопленной водой.

Предвосхищая вопрос, можно сказать, что да, пирамиды и жрецы-кровопивцы по могущественной воле создателей фильма в «10 000 до н.э.» тоже появятся. Одним словом, новый эпос обречен на сравнения с «Апокалипсисом», задавшим для жанра высокие стандарты, до которых у «10 000 до н.э.» нет никаких шансов дотянуться.

Собираемое Д’ Лехом для борьбы с пирамидным тоталитаризмом войско политкорректно состоит из представителей разных рас, которые, помимо родного для главного героя английского, говорят на разных языках (к счастью, на каждый найдется переводчик). В захватчиках же в бедуинских платках на голове смутно чувствуется что-то арабское. В общем, обвинений в пропаганде не избежать.

В нескольких днях ходу от стойбища охотников на мамонтов процветает могущественная и развитая империя
Претензий к исторической каше, которую заварили в «10 000 лет до н.э.», в общем-то нет. Кто сказал, что ради пущего удовольствия зрителя у киношников нет права создавать комиксовую альтернативную реальность, собранную из самых эффектных образов разных времен? Порабощенные мамонты строят пирамиды. Разве не круто?

К сожалению, ответ отрицательный. Нет, не круто. Пейзажи — снега и пустыни, горы и тропические леса — в «10 000 лет до н.э.» весьма живописны (съемки велись в Новой Зеландии, ЮАР и Намибии), но на этом безусловные достоинства заканчиваются.

Безнадежно вторичный сюжет, опирающийся на сплошные «смерть была неминуема, но в последний момент подоспела помощь» и нагромождение художественных условностей, которые безоговорочно примет только самый маленький зритель, могли бы быть компенсированы зрелищностью. Но создается впечатление, что фильм — об охоте на мамонтов, столкновениях с огромными хищниками и атаке дикарей с гор и из пустынь на построившую грандиозные пирамиды империю — вообще делает ставку не на экшн, который более или менее развернется только в финале, а как бы нелепо это ни звучало, на диалоги. Персонажи много болтают и с удовольствием предаются рефлексии. Звучат реплики невыносимо ненатурально для грязных и волосатых охотников каменного века и в конечном счете просто глупо.

Да и встречи с музейными монстрами происходят куда реже, чем можно было ожидать. Пара эпизодов с мамонтами, два явления саблезубого тигра, атака яростно кудахчущих гигантских птиц, которые должны пугать, но устраивают сущую комедию (швыряются на камеру и застревают в зарослях) — вот, пожалуй, и все. В комедию фильм, кстати, кренит часто — вы бы видели, как комически герой пучит глаза, когда на него собирается наступить мамонт.

Труд превратил обезьяну в человека, а мамонта – в подъемный кран
Самым большим разочарованием оказывается хваленый (в предпремьерных интервью создателей фильма) саблезубый тигр. Мультипликационный зверь неестественно двигается, выглядит не более устрашающим, чем Диего из «Ледникового периода», да и тот факт, что с котиком можно легко договориться («Ты меня не сожрешь, и я спасу тебя») не придает ему внушительности.

В целом кино получилось не слишком впечатляющим, лишенным той энергетики, которую излучали, например, не менее, скажем так, бездумные «зоо», и довольно детским. На это работает и сказочная вольность в обращении с материалом, и сладко-колыбельный закадровый текст (в оригинале его, кстати, начитывал Омар Шариф), и имена вроде Великий охотник Тик-Тик, которые у взрослого человека неизбежно сорвут смешок. Впрочем, хотя уровень насилия для кинематографа наших дней и реальности каменного века небывало низок, детям «10 000 лет до н.э.», скорее всего, покажет не каждый родитель (несколько человеческих жертв все-таки будет).


Елена Полякова

читайте также




  • В эфире
  • Популярное
Реклама

Опрос

Вы ходите в театр?