Битва на барабанах

В ДКЖ выступили мастера древнего японского искусства оглушения противника

Страну Японию у нас как-то особенно нежно и преданно любят. Даже не будучи специально обученными востоковедами, мы можем многое сказать по-японски. Суши-сакура-самурай. Харакири-мураками-миядзаки. Мисима-мисо-куросава! И прочие аналоги наших babushka-samovar-perestroika. На этой неделе в разговорнике японофила появилось новое слово – тэйко (или тайко). Так называются японские барабаны и само направление ударной музыки. Все дело в том, что на этой неделе в ДКЖ заезжали японские барабанщики TAKERU, устроили шоу, в течение которого почти два часа непрерывно и очень громко били в барабаны, – и ужасно публике понравились.

Главное, что смущает, когда предстоит идти на «концерт барабанщиков», – ожидание невыносимого однообразия. Что мы знаем о барабанах? Любители классического рока знают обидные анекдоты про барабанщиков, родители гиперактивных детей знают, что хуже барабана подарка нет. Вот, пожалуй, и все. И за такие муки платить от 500 до 2000 рублей за билет?

Справка: История тэйко в Японии насчитывает, по меньшей мере, четырнадцать веков. Имитируя с помощью барабана звуки грома, крестьяне в засуху призывали дождь. Позже тэйко стали использоваться в религиозных практиках синтоизма и буддизма. Сакральные свойства тэйко подразумевали, что играть на них должны только избранные и только в особых случаях. Но тэйко использовались и для церемоний при императорском дворе, и в представлениях театров Но и Кабуки, и на традиционных деревенских праздниках. Музыка тэйко в ее современном варианте существует с начала 1950-х годов прошлого века.

Перед концертом на сцене ДКЖ выстроилось 13 барабанов разных форм и размеров. Среди них выделяется самый главный, диаметром не менее полутора метров. На сцене из темноты один за другим, практически незаметно появляются участники TAKERU в красно-серо-черных одеяниях – трое мужчин и три женщины. Музыканты TAKERU – это часть знаменитого японского коллектива Yamato, проект барабанщика Такеру Матсушита.

Ни о каком однообразии и речи быть не может. TAKERU, вступая один за другим, начинают с редких вкрадчивых ударов, перерастающих в рокот грома и глухие мощные удары нескольких сердец какого-то огромного подземного существа.


Удары барабанов резонируют где-то в костном мозге, становясь частью души и тела самого слушателя, и кажется, – особенно ближе к кульминации – повышают пульс и давление.

От тяжелой артиллерии барабанщики переходят к мелкой россыпи звонких стуков, как будто за кулисами пробегает табун карликовых лошадок. Временами музыка становится воздушной и нежной, а временами удары, выбиваемые мускулистыми молотобойцами, звучат почти агрессивно и угрожающе. Возможно, это просто особенность восприятия «чужого», а может быть, дело в корнях японской ударной музыки.

Справка: Одним из первых назначений тэйко были военные цели. Бой барабанов использовался для воодушевления воинов и устрашения противника. К пятнадцатому веку барабаны стали использоваться для передачи зашифрованных сигналов во время сражения.

Зал ДКЖ был заполнен где-то на три четверти, но по крикам «Браво!», готовности, с которой публика, включая солидных дам и джентельменов, реагировала на невербальные предложения поднять ручки и похлопать в ритм и отзывам после шоу, большинство осталось более чем довольно.

Единственным разочарованием стал тотальный запрет на фотосъемку для всех без исключения, в том числе и журналистов. Реализовывался запрет без скандалов и хватания за рукав – просто охрана светила в объективы фотолюбителям лазерной указкой.

Фотографировать (а еще лучше – снимать на видео), конечно, хотелось. При очень простом световом оформлении шоу TAKERU демонстрируют зрелищные трюки. Не переставая играть, быстро вертят палочки в руках, как бармен – бутылки. Или молотят палочками с такой скоростью, что понять, что у них в руках, практически невозможно.


Как и в боевых искусствах, в музыке тэйко периодически используются резкие выкрики, но здесь они не спонтанны, а являются частью исполнения, отмечая, например, смену ритма.

Во время особенно мощных моментов TAKERU могут показаться существами нечеловеческого происхождения. Но моментально становятся своими в доску после того, как начинают умело заигрывать с залом. Сначала один из барабанщиков под укоризненными взглядами остальных делает вид, что совершенно разучился играть. Зал смеется. Потом, подтаскивая из-за кулис все новые инструменты, двое разыгрывают комическую сценку-состязание, грозящую перерасти в драку, и подводящую к выводу, что круче всех тот, у кого барабан больше. Зал смеется еще громче. Ради того, чтобы видеть наигранные недоумение и триумф на лицах соперников стоило садиться поближе к сцене.


Елена Полякова
Фото prazdnik-land.ru, imagearchive.psu.edu, taiko.com, avaxhome.info


читайте также

  • В эфире
  • Популярное
Реклама

Опрос

Вы ходите в театр?