Духовность со скидкой

Новый музей Рериха разместили в детском саду, но подлинников картин так и не завезли

В очередной погожий солнечный день состоялось мероприятие, на котором можно было окунуться в атмосферу творческой встречи интеллигенции советского периода – в самом хорошем смысле. Немного странно для тех, кто в курсе: музей функционирует уже более двух лет, принимает гостей, ведет культурно-просветительскую деятельность и выставляет экспозиции. Произошли ли какие-то изменения за это время, и будет ли в музее экспозиция подлинников картин Рериха, выясняла корреспондент НГС.РЕЛАКС.

Справка: Рерих Николай Константинович (1874-1947 гг.), великий русский художник-гуманист, ученый-археолог, историк, общественный деятель, путешественник, руководитель научно-исследовательских экспедиций: Центрально-Азиатской (Индия, Тибет, Китай, Монголия, Россия) и Маньчжурской. Автор множества научных работ по археологии, статей, стихотворений, более 7000 картин и рисунков. Совместно со своей женой Еленой Ивановной Рерих – создатель философско-этического учения «Агни-йога» или «Живая этика».

«Пропаганда культуры может начинаться даже с шалаша», – такой фразой встретил корреспондента НГС.РЕЛАКС главный инженер по строительству музея Рериха Николай Коваленко. Недоуменную рассеянность возникшей паузы он, впрочем, тут же разбавил, пояснив, что имелось в виду: «Культуру можно передавать другим в любых условиях, даже экстремальных, поскольку это потребность жизни, и неважно к чему это привязано». Несмотря на пафос фразы, лукавства здесь практически нет: когда музей представлял собой лишь стены полуразрушенного здания – уже в то время проходили встречи людей, истинно заинтересованных в изучении научно-философского, этического и художественного наследия семьи Рерихов, вскоре появились и первые выставки.

На торжественном открытии звучали слова благодарности тем, кто помогал народной стройке музея: здесь упоминалось и имя Александра Карелина, оказавшего значительную помощь в создании этого культурного центра. В строительстве также помогали многие предприятия Новосибирска и частные лица. Итог – здание в стиле русской усадьбы, возрожденное из руин советского детского сада.

Музей создан на базе Сибирского Рериховского общества (СибРО), которое было основано в 1991 году по инициативе Наталии Спириной – известного рериховеда, поэта и прозаика. В свое время, в период Центрально-Азиатской экспедиции, которая проходила через наш город, а затем Алтай, Рерих сказал сакраментальные слова о том, что духовное обновление России начнется с Сибири, что и обусловило выбор места для строительства музея его имени. (Слова очень похожи на те, что видел каждый въезжающий в Академгородок).

Кстати, с Академгородком у рерихианцев много общего: еще в 60-е годы академик Окладников и другие ученые активно сотрудничали с учениками Рериха. Позже это вылилось в проведение регулярных конференций научного характера, которые существуют до сих пор (так называемые Рериховские чтения). Со дня основания музей проводит также культурно-просветительскую, выставочную и издательскую деятельность.

Вопрос, интересующий многих: будут ли в музее оригиналы работ Рериха, надо заметить, не праздный. Русские торги на аукционе Sotbey`s из собрания Мстислава Ростроповича и Галины Вишневской в этом году показали, что Рерих может считаться одним из престижнейших русских художников: его картины, предварительно оцененные в 200-300 тыс. долларов, уходили за миллион и более. Сенсацию на одних из торгов произвела картина «Лао-Цзы», за которую отдали 2,2 миллиона долларов.

Известно, что одна из наиболее ценных коллекций оригиналов Рериха содержится в Новосибирском художественном музее (около 60 работ зрелого периода художника). Одно время ходили разговоры, что часть коллекции будет передана в новое здание, однако этого не случилось и по сей день.

По словам исполнительного директора СибРО Ольги Ольховской, у общества не было основной цели во что бы то ни стало получить подлинники картин, но они надеются на спонсорскую помощь. Художественный музей в лице директора Сергея Дубровина так прокомментировал ситуацию: «У нас нет и не может быть никакого взаимодействия: мы – государственный художественный музей, рериховцы – сектанты. У нас диаметрально противоположные цели и задачи».

Пока диаметрально противоположные методики помогают окультуривать население, можно окультуриться и самому: под тихий звук спиц вахтерш художественного музея приобщаться к оригиналам или же в уютной атмосфере стилизованного дворянского дома позапрошлого столетия лицезреть репродукции. Кстати, их здесь же, в лавке на первом этаже, можно купить за вполне символическую (по отношению к оригиналам) сумму – чуть более ста рублей. Вообще, без иронии можно сказать, что манера картин Рериха очень хорошо воспроизводится на копиях. И эстетическое удовольствие здесь не прямо зависит от осознания стоимости картины.


Ирина Киснер
Фото Евгении Брыковой


читайте также




  • В эфире
  • Популярное
Реклама

Опрос

Вы ходите в театр?