Деликатесы на ночь

Тысяча рублей и полчаса времени в очереди у входа, чтобы посмотреть семичасовую «Ночь пожирателей рекламы»

  • Кадр из короткометражного фильма «The Hire: Star», снятого Гаем Ритчи для BMW
    Кадр из короткометражного фильма «The Hire: Star», снятого Гаем Ритчи для BMWВсе фотографии

Спросите любого – любит ли он рекламу? – и получите в ответ пятиминутку ненависти. Спросите того же человека, как он относится к «Ночи пожирателей рекламы», и возможно, получите ответ: «Это совсем другое дело!». Где еще можно увидеть голых хоккеистов, постыдный конфуз, случившийся с Мадонной, и тому подобные забавные штуки? Если в мире существует тайный заговор против снобизма, то его участники встречаются именно на «Ночи пожирателей». Ведь заявить напрямую в приличном обществе, что в хорошую рекламу может быть вложено больше таланта, чем в проходной арт-хаусный фильм, бывает так же неловко, как честно признать, что фаст-фуд вроде гамбургеров и картошки фри бывает куда вкуснее, чем ресторанные изыски. В этом году на «Ночи» в Новосибирске побывали, по оценкам организаторов, около 1200 человек.

К назначенному времени площадка у кинотеатра «Победа» была практически заполнена народом. На то, чтобы попасть внутрь, у среднестатистического «пожирателя» уходило до получаса движения шажок за шажком... Впрочем, лица в публике были в основном приятные – потому ощущения опасной нервозности толпы, которое иногда возникает в «пробках» у входа на рок-концерт или открытие ночного клуба, не было и в помине. На часто всплывавший в светских беседах перед входом вопрос «Будет ли «халявный» алкоголь?» ответ оказался отрицательным – коньяк от одного из главных партнеров «Ночи» в баре наливали по рыночным ценам. А потом нарядные девушки огорчались, что подставки под попкорн и колу в кинозале совершенно не предназначены для бокалов.

Развлекательная программа в получасовых антрактах состояла в основном из треков от DJ BEGOWATT, порции живой музыки, розыгрышей призов от спонсоров и встреч со старыми знакомыми – «Ночь пожирателей» относится к тем мероприятиям, о которых потом в определенных кругах говорят: «Там был весь город!». В одном из антрактов в баре «Победы» публика обступила Алексея Мочнова, четырехкратного чемпиона России по барменскому искусству, недавно вернувшегося с чемпионата мира. «Месяц назад эти руки наливали коктейль самому Микки Рурку!» – кричал ведущий, пока Алексей жонглировал бутылками.

Главное блюдо в меню «Ночи» – деликатесы из кладовой Жана Мари Бурсико. Бурсико считается чуть ли не первым человеком, которому пришла в голову идея собирать и сохранять для потомков то, что раньше считалось мусором, – рекламу.

Сейчас в Синематеке Бурсико хранится 800 000 роликов со всей планеты, а первый показ отборной рекламы Жан Мари устроил более двадцати лет назад. Каждый год свежая на 99 % программа, подобранная по единственному критерию – личному вкусу господина Бурсико, отправляется в мировое турне под названием «Ночь пожирателей рекламы».

Реклама, построенная исключительно на ослепительной красоте (вроде ролика «Шанель № 5» с Николь Кидман от режиссера «Мулен Руж»), здесь в явном меньшинстве. Чаще всего ролики призваны вызывать смех – и в этом преуспевают.

Веселый девичник. Звонок в дверь – на пороге Джордж Клуни. «Мартини?» – осведомляется, справившись с онемением от восторга, открывшая дверь девушка. Джордж признается, что «Мартини» не принес. «No Martiny – No party»! – отвечает хозяйка и захлопывает дверь.

Многим из роликов, чтобы появиться на свет, чувство юмора требовалось не только от копирайтера, но и от заказчика. Так, одна израильская авиакомпания простодушно признается: «На любом рейсе вам подадут плохой чай и кофе. Так зачем платить больше?». Европейские ролики играют с табуированными темами вроде религии и смерти гораздо смелее, чем большая часть привычной для нас рекламы. Вот, например, священник нетерпеливо обрывает исповедь и оптом отпускает все грехи, чтобы успеть к началу трансляции «Формулы-1».

«Для ваших мозговых клеток чтение является сексом. Почитайте книгу».

Один из главных рекламных шедевров «Ночи» этого года – короткометражный фильм, снятый Гаем Ритчи по заказу BMW.

Водителя с лицом Клайва Оуэна нанимают, чтобы прокатить по городу суперзвезду с лицом Мадонны. Устав от придирок дивы, водитель устаивает бешеные гонки, во время которых обезумевшая от ужаса суперзвезда крутится в салоне, как белье в стиральной машине. И наконец комом тряпья выпадает на красную дорожку под ноги папарацци, которые, увидев на ее брючках мокрое пятно, начинают щелкать камерами.

Реклама всего, что можно съесть и выпить, перемежается социальной рекламой, пытающейся втолковать, что в Африке действительно голодают дети, и это не шутка. Всего же за ночь было показано 400 роликов из полусотни стран. Из российских (всего их было около пяти) запоминается удачно сочетающий «сувенирную» картину «русской жизни» и вполне остроумный сюжет – ролик яиц «Рябушка»: уже рассвет, пора кукарекать, а фермеру жалко будить сладко дремлющего в кроватке петуха.

Ближе к утру после вкрадчивого предложения «Посмотрите примеры французской абстрактной анимации середины прошлого века» публика начинает потихоньку расползаться. Мнения, как всегда, разойдутся: одни зрители, потирая покрасневшие глаза, говорят, что программа была потрясающей, другие – что в предыдущие годы подборка была интереснее. Через пару часов откроется метро, и снова пассажиры будут коротать время за просмотром роликов на тему «Курение – бяка!». Было бы куда убедительнее, если бы крутили клип, в котором мексиканцы в сомбреро поют:

«Не всегда от табака умирают. Иногда тебе просто отрезают язык. И ты не можешь петь с дыркой в горле. Не всегда от табака умирают…»


Елена Полякова

читайте также




  • В эфире
  • Популярное
Реклама

Опрос

Вы ходите в театр?