Антигламур в стиле ню

Фотохудожник Константин Ощепков связывает моделей и заставляет разгуливать обнаженных девушек по улицам

Лето в Сибири всегда неприлично короткое. Очень скоро по улицам снова будут передвигаться перебежками груды меха и синтепона, из которых торчит только кончик носа. Наверное, жителей Новосибирска, которые за лето привыкают видеть жительниц Новосибирска в не омраченной лишней одеждой красоте, это должно слегка огорчать. В качестве компенсации НГС.РЕЛАКС подготовил интервью с фотохудожником Константином Ощепковым, который вначале раздевает красавиц, а потом связывает их веревками, заставляет светиться изнутри или отправляет на прогулку по городу.

Первое, что у меня с вами ассоциируется, – это «жаркие» фотографии с подсвеченными моделями... Правда, это выставлялось давно, но запомнилось.

Эта тема сделана шесть лет назад и уже себя исчерпала. Сколько можно клепать в одном и том же техническом приеме? В этом году мы с моим соавтором Александром Ласкиным, специалистом по японскому искусству шибари, сделали проект «Искусство связывания номер два». Там я опять повторил этот прием – техника называется «световая кисть». Она придумана сто пятьдесят лет назад, и здесь я ничего не изобрел – просто взял и применил ее на живых людях.

В чем заключается техника?

Ставим фотоаппарат на штатив, берем простой фонарик и выключаем свет. Затем открываем затвор фотоаппарата на длительное время – и ну водить лучиком фонаря по телу красавицы! Где световое пятно прошло, там на фотоматериале остался след. Фотомодели млеют. Еще бы! Где-то в темноте лазает бородатый мужик с фонариком, а они не имеют права даже пошевелиться. Мечта! Да и фотографу хорошо – есть редкая возможность тщательно осмотреть свою модель. Прошу заметить: здесь вообще нет «Фотошопа». Это принципиальная позиция, я даже кадрировку не делал.

Потом, прошлым летом, был период фотографий обнаженных девушек на фоне «коммунистических», запущенных, обшарпанных углов. Все фотографии сделаны в нашем родном городе рано утром на рассвете. Сейчас эта тема тоже уже исчерпана.

Речь идет о прошлогодней выставке «Фотографические результаты прогулок с Машей, Дашей, Ксюшей, Настюшей и Любашей по утреннему Новосибирску». По Ощепкову, утренний Новосибирск выглядит городом из мрачноватых сюрреалистических фантазий. Городом непонятной географической и временной принадлежности, сплошь застроенным некогда пафосными и триумфальными, а ныне пришедшими в запустение образцами сталинской архитектуры. Сочетание странного утреннего света, псевдоклассицизма «раздетых» временем до голых камней-кирпичей арок, фонтанов, щедро украшенных барельефами стен и обнаженных тел смутно напоминает работы сюрреалиста Поля Дельво. Правда, модели не оцепеневшие и пребывающие в трансе, как женщины Дельво, а очень даже живые и бодрые. Но эффект от обнаженной девушки на фоне какого-нибудь ДК или памятника все равно схож с галлюцинацией.

Были столкновения со страдающими бессонницей местными жителями?

Если страдающий бессонницей местный житель видит такую сцену, он думает, что еще не проснулся. Либо они решают, что это какой-то подвох, а их снимает скрытая камера. Я бы так и подумал в таком случае. Обычно они делают вид, что ничего особенного не происходит. Правда, был случай, когда одна бабушка уже не спала в пять утра и устроила дикий скандал с криками на весь двор. В результате девушек просто невозможно было снимать, они так ухохатывались, что их сгибало пополам, и они не могли сосредоточиться. А самим девушкам весь процесс очень нравился – они все молодые, безбашенные, с прибабахом.

А все современные фотомодели достаточно раскованные?

Если они раскованные, значит они – фотомодели, если нет, то они должны заниматься чем-то другим.

Какие отношения устанавливаются между фотографом и моделью?

Первый вариант – дружеские отношения. Второй вид отношений, который я открыл недавно, – это когда модель относится ко мне как к своему бойфренду. То есть начинает нахально меня использовать. Приходят красавицы с кучей нарядов, я их снимаю, они счастливые звонят своим хахалям – бойфрендам по-нашему. Причем нескольким, что меня восхищает. Кто из них свободен, тот и заезжает за красавицей. А я, оказывается, бесплатно сделал им практически портфолио. К сожалению, такой тип моделей очень распространен – с некоторыми даже пришлось расстаться.

Вообще-то, я имела в виду немножко другое…

Ага, вы хотели спросить, щупаю ли я моделей?

Нет-нет, я хотела спросить про то, какие отношения устанавливаются между художником и объектом изображения. В момент съемки фотограф должен быть чуть-чуть влюблен в модель?

Разумеется! Если тебе не нравится объект съемки, ровным счетом ничего не получится. Да и девушке я должен нравиться. Это чистая модель взаимоотношений мужчины и женщины. Красавицы и любят раздеваться перед камерой, потому что они знают об этой модели и им это интересно… Они могут безнаказанно повертеть голой попой перед камерой, а потом смыться.

Как вы относитесь к модному словечку «гламур»?

Я… я толком не пойму, что это такое. Ага! Я им все-таки пользуюсь. Когда я говорю моделям: «Мы будем работать для искусства. Гламура не будет. Будет антигламур», они сразу понимают, о чем речь. Так что главное – чтобы они знали это слово.

У меня есть подозрение, что это именно тот случай, когда иллюстрации вызовут больше интереса, чем текст. Но тем не менее интервью получилось исключительно ретроспективным... А что вы планируете делать с обнаженными красотками дальше – после «Искусства связывания» и прогулок по городу?

Я ничего никогда не планирую, у меня нет никаких идей – все абсолютно спонтанно. Когда накопилось какое-то количество удачных картинок, может возникнуть ощущение, что из этого можно что-то сделать и что из этого может возникнуть проект, как сейчас модно говорить, или выставка. А может и не возникнуть. Сейчас, возможно, зарождается третья часть проекта «Искусство связывания», но как это будет происходить, я не знаю. (пауза). Девчонкам нравится, что самое интересное! Черт их поймет, этих девчонок – им нравится, когда их связывают…


Елена Полякова

читайте также

  • В эфире
  • Популярное
Реклама

Опрос

Вы ходите в театр?