«Трансформеры»: бойня по колено в металлоломе

На экранах кинотеатров появились суперигрушки и взрывающие мозг спецэффекты

Трансформеры, как много в этом слове... Хотя вполне возможно, что из роботов вы знакомы только с Бендером или Громозекой. Это не страшно, разберетесь по ходу дела. Достаточно усвоить, что существуют две разновидности: автоботы (под предводительством Оптимуса Прайма) преимущественно веселеньких расцветок, как набор фломастеров, и десептиконы (под руководством Мегатрона) сурово-стальной и черной масти. В ходе войны между автоботами и десептиконами (читай: между добром и злом) они успели в хлам раскурочить родную планету и посеять где-то в космосе важную штуковину, которую глубокомысленно называют Энергетическим Кубом. Теперь они пришли на Землю и намерены выяснять отношения здесь, то и дело наступая железной пятой на суетящихся внизу людишек и военную технику.

Еще нужно знать, что трансформеры способны менять свой облик, мимикрируя под разную технику, – от новенького бумбокса до побитой «Шевроле Камаро», от грузовика до военного вертолета. Распознать их в принципе можно. Например, на боку полицейской машины, под которую замаскировался плохой трансформер, вместо «Защищать и служить» написано «Наказывать и порабощать».

Справка: Трансформеры появились в 1984 году, после того как японская фирма Takara и американская фирма Hasbro договорились о совместном выпуске линии игрушек, изображающих роботов, способных менять свою форму. Вдогонку к игрушкам, чтобы лучше продавались, выпустили мультсериал и серию комиксов, над которыми работали писатели легендарного издательства Marvel Comics. Маркетинговый трюк обернулся настоящим культом.

Исполнительным продюсером полнометражного возвращения трансформеров стал Стивен Спилберг. Режиссером стал (и уже поговаривают, что к 2009 году он снимет и «Трансформеров-2») Майкл Бэй. До этого Бэй снял «Армагеддон» и «Перл Харбор» – фильмы, которые хочется описывать в тех же терминах, что и толстолапого щенка сенбернара: большой, шумный, со склонностью к разрушению, не ахти какой умный. Как и перед вышеописанным щенком, перед обаянием этих блокбастеров бывает не так уж легко устоять.

Вот типичная шутка из «Трансформеров»: папа-скряга и сын-подросток прицениваются к автомобилям, и сын в ответ на папин выбор заявляет: «Смотрел «Сорокалетнего девственника»? У него была такая машина. А вот эта была у пятидесятилетнего». Машина, разумеется, нужна именно для избавления от постылой девственности, которая является главным мировым бедствием в любой американской «школьной» комедии.

Главный герой Сэм еще не подозревает, что с покупки старенького «Шевроле» для него и начнутся близкие контакты третьей степени...

Если бы кино про то, как роботы ростом с хрущевку с лязгом дубасят друг друга, подавалось с пафосом, это был бы воистину кошмар. Но создатели «Трансформеров» не забывают, что их герои всего лишь игрушки, которые они вырвали из детских рук и теперь играют в них с бюджетом в 150 миллионов долларов.

Бэй опять устраивает «бум, большой бадабум», как выражалась в таких случаях героиня «Пятого элемента», но – слава вселенскому разуму! – никто не претендует на то, чтобы этот бадабум воспринимался серьезно. Серьезно себя не воспринимают даже сами автоботы – детский пиетет перед огромным складным роботом разбавлен детской непосредственностью, с которой несколько металлических монстров пытаются спрятаться в клумбе перед домом Сэма.

Для того чтобы что-то показывать в промежутках между экшном, пустили не шибко интеллектуальную комедию, наштампованную по наработанному трафарету.

Вот нелепое семейство афроамериканцев с грозной мамочкой и не менее грозной бабулей. Вот блондинка пришла работать экспертом в Министерство обороны. Вот всем на ногу писает нервный чихуахуа... Вы все это видели и не раз, а тут еще и махровейшие штампы вроде девочки в ночной рубашке, которая уходит в ночь, прижимая к себе плюшевого мишку, или сексуальной брюнетки, изогнувшейся над открытым капотом...

Такое кино заслуживает самого строгого порицания. Но только если это не «Трансформеры». Взрывающие мозг спецэффекты, незамысловатые шутки и штампы настолько стертые, что уже стали самопародией – все это в такой концентрации, что «Трансформеры» становятся идеальным воплощением самого понятия «блокбастер», а значит, чистым удовольствием.

Если бы «поп-корновые» фильмы обладали разумом и собрались, чтобы выбрать себе бога, этим богом стали бы «Трансформеры».

Собственно, обо всем этом можно было и не говорить. Совершенно очевидно, что и тем, кто делал «Трансформеров», и тем, кто их смотрит, хочется как можно быстрее покончить с формальностями вроде сюжета и диалогов и приступить к тому, ради чего мы сегодня собрались, – к битвам гигантских роботов с другими роботами и военными силами США. И битвы превосходят ожидания: вертолет, на глазах перестраивающийся в железного тарантула и крушащий военную базу в Катаре, получасовая бойня по колено в металлоломе в финале – глаз не оторвать.

Если часто все самые сногсшибательные моменты удается впихнуть в трейлер, то с «Трансформерами» все наоборот. Фильм гораздо зрелищнее, чем можно было ожидать от трейлера, в который не вошли самые-самые моменты. «Крепкий орешек-4» уж точно отдыхает.

Это один из тех фильмов, которые просто снесут крышу нынешним детишкам. Потом у них будет краткий период смущения за свою детскую любовь. А лет через десять по эпохе фильма «Трансформеры» будут отчаянно ностальгировать. Ну а для больших мальчиков, которые лет ...дцать назад возились с пластмассовыми трансформерами, свершилась детская мечта. Дождались.


Елена Полякова

читайте также

  • В эфире
  • Популярное
Реклама

Опрос

Вы ходите в театр?