«О чем еще говорят мужчины»: Фрейд уже не поможет

Новая комедия с героями «Дня выборов» вынесла приговор поколению 30–40-летних

Улицы сияют новогодними гирляндами, взрываются шутихи, однако четырем 40-летним друзьям, запертым в офисе у Москвы-реки, не до веселья: во дворе их ждут бандиты, на телефоне — жены (в основном, дуры) и любовницы (тоже дуры), а в финале — неизбежный, как салат «Оливье», концерт группы «Несчастный случай». Таков незамысловатый сюжет фильма «О чем еще говорят мужчины» — очередной плод коллективного творчества актеров московского театра «Квартет И» («День радио», «День выборов», «О чем говорят мужчины»). Новый фильм мало отличается от предыдущего (разве что в нем чуть больше ситкома и чуть меньше разговоров), но смотреть его интересно — потому что узнаваемо, а временами смешно и едко.

Справка: «О чем еще говорят мужчины» (Росиия, 2011). Разговорная комедия о приключениях четырех друзей в новогоднюю ночь. Режиссер: Дмитрий Дьяченко («День радио», «О чем говорят мужчины»). В ролях: Ростислав «Слава» Хаит, Леонид «Леша» Барац, Камиль «Камиль» Ларин и Александр «Саша» Демидов. 95 мин.

Москву занесло снегом. Рекламист Саша перед своим офисом легонько и не по своей вине въезжает в роскошный «Бентли», чья хозяйка — бандитова супруга, жаждя мести и крови, звонит страшному мужу. Различные обстоятельства, в основном адюльтерного характера, собирают в Сашином офисе его закадычных друзей — Лешу, Славу и Камиля, а тем временем во дворе появляется джип, из которого выходят двое свирепых, но добрых (глубоко внутри) амбалов. Дальше, словно перед смертью, начинается полуторачасовая трагикомическая исповедь, в которой участвуют все герои, включая вахтера-пропойцу, в детстве мечтавшего стать космонавтом (в предыдущем фильме он играл неудавшегося любовника Жанны Фриске), и продрогших бандитов.

Психотерапией со всей компанией занимаются призраки Льва Толстого и Зигмунда Фрейда:

«Доктор, что со мной?». — «Мда… ваш телефон — это, безусловно, фаллический символ… Дайте подумать… Ну да: вам п…ц!».

Шутки — много смешных, — как на елку, мишурой цепляются за сюжет, но чем ближе к концу, тем неизбежнее понимание: в этом мире ничего не поменяется, в любом случае жены и любовницы останутся на своих местах, а герои нажрутся под песни Кортнева и канут в новогоднюю ночь.

Больше четверти века назад в Канаде вышел фильм под названием «Закат американской империи». В нем две семейные пары, благополучные и буржуазные, большую часть времени иронично обсуждали свои интимные проблемы, любовниц, любовников и все такое. Вроде просто, поговорили и разошлись, но между строк читалось: все опоры и основы западной цивилизации сгнили. В обоих фильмах «про мужчин» (один дополняет второй; хорошо если не будет третьего, ведь тема исчерпана) «Квартет И» сделал то же самое: блестяще показал закат Российской империи и вынес приговор поколению 30–40-летних — обеспеченных, инфантильных и нереализованных.

По сути, герои «Квартета» — это поколение, которое сейчас «рулит» и определяет настроение в обществе: средний класс, у которого — офисы, машины, деньги.

Последний фильм показывает, что на деле они не рулят ни капельки — они заперлись ночью в своем офисе, шутят про баб, слезливо вспоминают турецкие джинсы, детскую коллекцию марок и жвачечных вкладышей. Они обречены.

В отличие от подавляющего большинства отечественной кинопродукции, оба фильма бьют по аудитории, герои очень узнаваемы: как будто пришел в бар на встречу одноклассников, где великовозрастные подростки подкалывают друг друга и тоскуют по школьно-дошкольным временам, которые на самом-то деле были зеленой тоской. Шутки ожидаемы (ну да, за последние несколько тысячелетий ничего особо не изменилось) — про секс, измену, неудовлетворенность, кризис среднего возраста и прочую белиберду, вызывающую желание эмигрировать в другую галактику.

С одной стороны, героям фильма вроде как и хихикаешь, и сопереживаешь (в этом смысле — да, фильм славный, не фальшивка), а с другой — то и дело хочется заорать: друзья, ну сколько ж можно жить в этом:

«Тебе кто дороже: друзья или бабы?». — «Вот мне — бабы, но я сижу здесь». — «А мне друзья — так можно я пойду?».

Что же касается заката Российской империи, то он чувствуется в фильме постоянно за кадром, в кадре же обозначен несколькими штрихами. Сперва жены Леши и Камиля долго вспоминают, как зовут президента Медведева («Я тогда сказала, что Михал Потапыч, а потом задумалась, а как же по-настоящему?». И через треть фильма: «А, вспомнила — Михаил Владимирович, точно»). Второй конфуз связан с вахтером, за которым, излучая неземное сияние, пришли космонавты. Кадр этот можно было бы назвать вполне оптимистичным, если бы в опубликованном намедни рассказе Владимира Сорокина «Моноклон» не происходило то же самое с маленьким добавлением: сияющие космонавты у Сорокина пришли к пенсионеру и изнасиловали его под крики «нашистов».

Резюме: Фильм программный, но необязательный, если вы видели первую часть. Смешной (на мой вкус, смешнее предыдущего). Сперва вызывает настроение благостное (при мне зрители хлопали), затем тоскливое. Приглашение пересмотреть второй раз аллергии не вызывает.


Владимир Иткин
Кадры из фильма — kinopoisk.ru

читайте также

  • В эфире
  • Популярное
Реклама