«Девушка с татуировкой дракона»: бой-баба

На экраны вышел триллер о гениальной хакерше, снятый по самому успешному детективу десятилетия

Один из главных фильмов 2012 года — уже на экранах. Для статуса главного у «Девушки с татуировкой дракона» есть все основания. Есть потенциально культовый персонаж — сама девушка с татуировкой дракона (а также электрошокером в руке и мотоциклом между ног). Юридически — признана слабоумной, по факту — гениальный аналитик и хакер. Лишнего не говорит, только на ходу переспрашивает: «Можно его убить?». Туго закрученной интригой дирижирует Дэвид Финчер, опять же — один из главных режиссеров нашего времени, судя хоть по недавней «Социальной сети», хоть по «Бойцовскому клубу» — чуть ли не главному кинопотрясению в отрочестве для поколения нынешних 25–30-летних. И, наконец, литературная основа — бестселлер Стига Ларссона, продающийся бешеными тиражами.

Справка: «Девушка с татуировкой дракона» (The Girl with the Dragon Tattoo; США-Швеция, 2011) — триллер, экранизация бестселлера Стига Ларссона о репортере и гениальной хакерше, идущих по следу серийного убийцы. В ролях — Дэниел Крейг («Казино Рояль»), Руни Мара, Стеллан Скарсгард («Рассекая волны»). Режиссер — Дэвид Финчер («Семь», «Бойцовский клуб», «Социальная сеть»). Бюджет — 80 млн долларов. 158 мин.

Престарелый миллиардер Хенрик Вангер нанимает репортера Микаэля Блумквиста расследовать пропажу своей несовершеннолетней племянницы — прямо из-за стола на семейном ужине 40 лет назад. Дело было на острове в шведской глуши, где в особняках, разбросанных в снегах, нелюдимо живут остатки семьи Вангер. Семейка еще та — в 40-е годы тут развлекались нацизмом, позже — пьянством и наследственным безумием.

Вырисовывается герметичный детектив: пропавшая девочка, судя по всему, так и не покинула остров. За ее исчезновением стоял кто-то из семьи. И этот кто-то, возможно, и сейчас находится на острове.

Блумквист ищет зацепки на старых фото и в полицейских протоколах, — вырисовывается тень серийного убийцы. Это одна сюжетная линия. Вторую линию тащит за собой через неприглядную изнанку благопристойного Стокгольма (здесь копошатся насильники, воришки и асоциальные хакеры) изначально нанятая проследить за самим Блумквистом сотрудница детективного агентства Лисбет Саландер, мрачная панкушка лет двадцати. Органам опеки (девочку выпустили из психбольницы) Лисбет говорит, что работает в меру своей умственной неполноценности кофеваркой и курьером. В агентстве же она числится лучшим аналитиком. Полфильма Микаэль и Лисбет ведут следствие по отдельности, потом встречаются. К этому моменту архивное дело сорокалетней давности все сильнее пахнет кровью и опасностью сию минуту.

Боекомплект из миляги-журналиста Блумквиста и злой аутистки Лисбет придумал швед (и журналист же) Стиг Ларссон. В 2004 году Ларсен закончил три детектива из задуманных десяти и умер, не дожив до славы. Одна из многих причин, по которым его чтиво так чертовски обаятельно, — из-за популярности скандинавских сказок в позднем СССР есть ощущение, что мы и герои выросли на одних и тех же книжках.

Только уж очень презирающий очевидности литературный критик не заметил, что Лисбет — это доросшая до секса и серьезного криминала Пеппи Длинныйчулок.

В новом фильме этого шведского духа нет (желающие могут поискать его в уже отснятых в Швеции экранизациях). Новый фильм — интернациональный блокбастер в лучшем смысле. Толстенные книжки Ларссона так многословны, что могли бы стать сериалом — по сезону на роман. Но фильм, наоборот, выжимает жир уютного холостяцкого быта, оды «Икее», редакционные будни и прочее; усекает (не теряя в занимательности) лишние конечности самой детективной интриге. Уже титры (в стиле бондианы) задают фильму лощеный технический шик: под тревожный саундтрек (от героя американского индастриала Трента Резнора) растекаются, на секунду обретают телесные формы и снова сливаются потоки черной жидкости.

Так же будут стремительно нестись вперед и сливаться — под учащенный клиповый пульс фильма — сюжетные линии все следующие два с половиной часа.

У покойного Ларссона был идейный враг — «Мужчины, которые ненавидят женщин» (так в оригинале называется сам роман, «Девушку с татуировкой» придумали переводчики). Имеются в виду носители нравственных устоев типа «она сама виновата — в такой-то короткой юбке». Так вот: как Милош Форман в «Полете над гнездом кукушки» фактически избавился от рассказчика-индейца, так и в экранизации «Девушки» не нашлось место самому автору-идеалисту. Возможно, дело в том, что кино меньше, чем литература, нуждается в посреднике, очевидце, — им и так является сам зритель. В итоге журналисту в исполнении действующего Бонда (что добавляет пародийных смыслов) Дэниела Крейга отводится комедийная роль. Например — со схваченным с раковины кухонным ножом прятаться за диваном от предполагаемого убийцы (роль, которую в кино чаще разыгрывают девушки в ночнушках, чем небритые сорокалетние мужики).

А оригинальный посыл — о женской мести мужчинам-шовинистам — без лишних слов, наглядно демонстрирует (с помощью колющих предметов и огромного фаллоимитатора) героиня — рассерженная несправедливостью нашего паршивого мира чудо-девочка в тяжелых ботинках.

Есть старая шутка разочарованного кинозрителя: «Почему люди, которые снимают трейлеры, не снимают сами фильмы?». Так вот, «Девушка с татуировкой дракона» и есть триллер, снятый так, как делают трейлеры: проносящийся мимо как скоростной поезд, так что выдохнуть можно только тогда, когда где-то еще капает кровь, что-то еще догорает, — но все уже кончилось, зажгли свет.


Елена Полякова
Кадры из фильма — kinopoisk.ru

читайте также

  • В эфире
  • Популярное
Реклама