«Шерлок Холмс-2»: Ватсон женился

В бешеном боевике Гая Ричи Холмс переодевается в женское белье, чтобы вернуть своего помощника

Пока дети под Новый год ждут добропорядочного Санта-Клауса или патриархального Деда Мороза, к взрослым отныне приходит, дыша перегаром и диковато вращая глазами, пьющий, скандальный, расхристанный Шерлок Холмс. Похождения Холмса в трактовке Гая Ричи — взрывчатой, комической и мало общего имеющей с собственно книжками, — выходят именно под Новый год уже во второй раз. Значит, это уже традиция. Такая же традиция, как угощать гостей гуляшем из ежа — у цыган, с которыми Холмс в новом фильме вначале гуляет всю ночь до утра, а потом отстреливается от рычащих «Hände hoch!» немецких солдат.

Справка: «Шерлок Холмс: игра теней» (Sherlock Holmes, A Game of Shadows; США, 2011) — приключенческий боевик по мотивам произведений А. Конана Дойля. Продолжение фильма «Шерлок Холмс» (2010). Режиссер — Гай Ричи («Карты, деньги, два ствола», «Большой куш», «Шерлок Холмс»). В ролях — Роберт Дауни-младший, Джуд Лоу, Стивен Фрай. Бюджет — 125 млн долларов. 128 мин.

Суть происходящего вкратце такова. Гай Ричи сделал себе имя на хитро снятых — с безумным монтажом и ракурсами — и столь же хитро закрученных комедий из жизни британских братков. А два года назад снял своего первого «Шерлока Холмса» со всеми своими фирменными приемами. Место действия — викторианский Лондон — осталось прежним, но взорвалось ежесекундными драками и пальбой. Великий сыщик теперь чаще прибегает к хуку в челюсть, чем к дедуктивному методу. Сюжет скачками развивался (по случайному совпадению или закономерно) по той же логике, что и советские детские анекдоты про Холмса и Ватсона с трубкой в заднице.

Итак, в новом фильме доктор Ватсон женится. Холмс психует, пакостит — и в итоге ухитряется подменить собой невесту во время медового месяца.

Из крепкой мужской дружбы создатели фильма выжимают все возможные шуточки: Холмс преследует Ватсона, замаскировавшись под даму красной помадой, кружевным бельишком и кучерявыми накладными волосами. В какой-то момент переодетый Холмс и Ватсон лежат рядышком на полу в купе для новобрачных, смачно и устало куря. По купе тем временем палит из пулемета захватившая поезд банда головорезов.

Дальше Холмс и Ватсон будут, — едва успевая уворачиваться от взрывных осколков, пуль и ножей, — расследовать по всей Европе грандиозную интригу старого недруга Холмса профессора Мориарти. Зловещий, хотя и безобидно-интеллигентный на вид профессор в последнее время кошмарит и прибирает по всему континенту бизнесы по производству оружия, бинтов и тому подобного. С чего бы во всех европейских странах вдруг одновременно возникла сильная нужда в оружии и бинтах — в конце ХIХ века, наверное, понимают немногие. Но Холмс догадается. Пытаясь предотвратить теракт, который приведет к мировой войне, герои срочно отправляются из Англии во Францию — и там заполучают в свою компанию цыганскую гадалку.

Цыганку Холмс как-то спас от вооруженного саблей и меховой шапкой убийцы-казаха (или казака — едва ли создатели фильма видят между ними разницу) с помощью дедуктивного метода («Вы не могли не почувствовать в этой комнате отвратительный запах водки с селедкой»).

Из Франции герои перебираются в Германию на одолженных у цыган конях («Мне не по душе, чтобы разумное существо прыгало у меня между ног», — отказывается Холмс). В Германии пытаются немного подедуктировать на военном заводе, но заканчивается это все равно грандиознейшим экшеном, в котором пальбы из тяжелых орудий, спецэффектов и пафоса хватило бы на средней руки экранизацию «Войны и мира»… Несчастная молодая жена Ватсона тем временем находится под присмотром «еще одного Холмса» — Майкрофта, брата Шерлока. Играет Майкрофта британский разносторонний талант Стивен Фрай — и играет он практически самого себя: находчивого остроумца, разностороннего интеллектуала, подчеркнутого гея. «Я начинаю понимать, как — при определенных обстоятельствах — человек может получать удовольствие от общения с персоной вашего пола», — одобрительно мурлычет он на прощание миссис Ватсон.

Вообще голливудский конвейер по переработке классического чтива в комикс вне времени и законов природы не останавливается ни на минуту. То же, что и с мистером Холмсом, недавно произошло с «Тремя мушкетерами». Нужно отметить, что видеть в таком подходе исключительно «тупость» может только, простите, сноб. Новые похождения старых героев, скорее, похожи на феерический эксперимент по материализации детских фантазий, в которых пластиковую фигурку, скажем, любимого ковбоя вполне могут засунуть в летающую тарелку и отправить воевать с динозаврами. Собственно режиссеры вроде Ричи или катавшего недавно на дирижабле трех мушкетеров Пола Андерсона просто получили возможность играть в эти куколки на бешеные миллионы — и дают поучаствовать нам. История получается такая, что в пересказе выглядит глупо, — но это будет уже потом. Вот и новый «Холмс» еще более сумбурен, чем первая часть. На первые минут пятнадцать вообще можно смело опоздать. Они такие, как будто кто-то, брызжа слюной, пересказывает: «А он туда! А там трупак! А он его — бах!».

Кажется, что это — провал года, но потом собеседник словно немного успокаивается, и кино идет на лад.

Где-то в литературе был анекдот об авторе бульварных романов, завершившем очередную главу, опубликованную в газете, непростым для героя положением: герой закован в цепи, закрыт в ящике, а ящик на дне моря, помощи прийти неоткуда. Читатели раскупили весь следующий выпуск, чтобы узнать, как герой спасся. Следующая глава начиналась с фразы: «Выбравшись на берег…». Обращение Гая Ричи с сюжетом «Шерлока Холмса» очень похоже на этот анекдот. Но справедливости ради надо признать, что тому анекдотическому писателю это сошло с рук. И Гаю Ричи тоже сходит — на титрах зал аплодирует и радостно смеется.


Елена Полякова
Кадры из фильма — kinopoisk.ru

читайте также

  • В эфире
  • Популярное
Реклама