«Капитан Алатристе»: холст, масло, кровь

На киноэкраны вышел красивый и жестокий исторический блокбастер по роману Артуро Переза-Реверте

«Капитан Алатристе» выглядит многообещающе. Во-первых, в роли капитана – Вигго Мортенсен («Властелин колец», «Солдат Джейн»). Во-вторых, это достаточно дорогая для испанского кинематографа (24 миллиона евро) лента. В-третьих, режиссер Агустин Диас Яньес до этого запомнился оригинальной комедией «Нет вестей от бога». В-четвертых, литературная основа «Капитана» вышла из-под пера Артуро Переза-Реверте (киноманы помнят, что по его «Клубу Дюма» снят триллер «Девятые врата»). Итак, Испания, XVII век, великая империя понемногу утрачивает мощь, при дворе плетутся интриги, периодически зацепляющие кончиком шпаги бедного, но гордого наемника Диего Алатристе…

Диего Алатристе по кличке Капитан то воюет за Родину, то подрабатывает без лишней рефлексии наемным убийцей, выскакивающим из-за угла на узких мадридских улочках… В свободное время Капитан воспитывает юного Иньиго Бальбоа (Унакс Угальде, кстати, изначально на эту роль планировался Гаэль Гарсиа Берналь), сына погибшего боевого товарища, и навещает спальню замужней актрисы Марии. Тем временем воспитанник подрастает и вскоре становится полноценным участником любовных приключений, дуэлей и баталий.

Самое слабое место «Капитана» – сумбурный и прерывистый, как пульс умирающего на поле боя, сценарий. Возможно, зрителю, читавшему серию романов о похождениях капитана Алатристе, будет проще следить за событиями. Но у непосвященного голова идет кругом. Вот персонаж при смерти – и вот он снова жив и здоров. Вот кого-то собираются казнить без малейшей надежды на помилование – а вот он прощен по принципу «ладно, проехали!»

Дело в том, что в один фильм впихнули то ли пять, то ли шесть бестселлеров о приключениях Алатристе. Поэтому событий много, но все они от тесноты расплющились, перепутались, и ни одна линия не длится достаточно долго, чтобы увлечь зрителя. Ближе к концу начинает вырисовываться сюжет на тему «Любовь и бедность навсегда меня поймали в сети» – и снова тонет в череде бессвязных сценок-зарисовок о нравах и обычаях древних испанцев.

Хорошая новость номер один – зарисовки очень красивые. «Капитан Алатристе» - не фильм, а сплошной урок живописи. Игра света и тени, причудливые драпировки, теплые коричневые тона, как на картинах старых мастеров, статичные, а потом внезапно оживающие картины…

Выстраивая «картинку», создатели фильма явно стилизовали под полотна великого современника вымышленного капитана Диего - Веласкеса. Веласкес и сам возникает в фильме вскользь, в диалогах – дескать, что-то новенькое нарисовал, приукрасил сильно, но в целом впечатляет, смотреть можно…

Хорошая новость номер два – экс-Арагорн Вигго Мортенсен. В «Капитане» Мортенсену досталась идеально подходящая роль – образ, в котором перемешались прекрасный рыцарь с усталым взглядом и беспринципный убийца с холодным сердцем и твердой рукой. Личность его персонажа в фильме как-то не очень прописана, и с другим актером отважный вояка превратился бы в картонного солдатика «вырежи и наклей», но Вигго Мортенсен наполняет эту пустоту своей персональной харизмой, и герой оживает.

Для поклонников, которым запал в душу образ садиста-офицера из «Солдата Джейн», или ярость тихого американца из «Оправданной жестокости», или, в конце концов, Арагорн из «Властелина колец», удовольствие от игры Мортенсена может перевесить и отсутствие четкого сюжета, и некоторую затянутость фильма.

Хорошая новость номер три, но это уже на любителя – бойня, пот, кровь и грязь в фильме выглядят весьма аутентично. Не менее аутентично, чем потрепанная шляпа и разбитые сапоги Диего. Все-таки мелочь, а приятно – когда смотришь на костюмы и веришь, что они действительно прошли огонь и воду, а не просто пылились в костюмерной.

Что касается битв, то они сняты немножко старомодно, без головокружительных спецэффектов и большой массовки. Зато с жестким, голым, неприглядным реализмом грязного дела – войны. И не последнюю роль в натурализме насилия в «Капитане» играет свинцовый взгляд Мортенсена.

Проблема заключается в том, что поклонники батального жанра и зрелищных схваток на шпагах могут подустать от затянутых, хотя и красивых «атмосферных» эпизодов, а поклонникам исторической костюмной мелодрамы может не хватить любви и романтики.

«Капитана» можно сравнить с неторопливой, рассеянной прогулкой по длинной галерее, увешанной полотнами некого подражавшего Веласкесу художника, – не великого, но и не бесталанного, просто неплохого мастера, который в истории не останется. Вот баталия, вот натюрморт, вот портрет придворного, вот сценка из повседневной жизни… Живописно, красиво, местами очень интересно, наводит на ленивые размышления о том, как жили люди в далеком прошлом, но на большое потрясение не тянет.


Елена Полякова

читайте также

  • В эфире
  • Популярное
Реклама

Опрос

Вы ходите в театр?