«Пророк»: Беги, Николас, беги

В новом фантастическом боевике Николас Кейдж спасает мир с помощью ясновидения

На афише «Пророка», фантастического боевика с бюджетом в 100 миллионов долларов, есть несколько весьма заманчивых «крючков» для зрителя. Для одного зрителя это – Николас Кейдж в главной роли. Для другого – упоминание о том, что режиссер Ли Тамахори до этого снял предпоследнюю серию бондианы – «Умри, но не сейчас». Для третьего – тот факт, что фильм снят по мотивам произведения Филиппа К. Дика. Вдохновением для очередной экранизации послужил успех предыдущего обращения Голливуда к Дику – «Особого мнения» Стивена Спилберга. Впрочем, как это случается с экранизациями Дика, ничего общего фильм с литературной основой не имеет – ни по сюжету, ни по проблематике.

В рассказе «Золотой человек», по мотивам которого снят «Пророк», действие происходит после разрушительной Войны с большой буквы. Спецслужбы охотятся на мутантов – и однажды сталкиваются с существом, которое по умственному развитию является животным, но выглядит как сияющая золотая статуя Аполлона, магнетически действует на женщин и заранее видит все возможные ходы развития событий. У Дика речь шла о конкуренции биологических видов, о появлении расы сверхлюдей, которая настолько хорошо умеет приспосабливаться к окружающей среде, что не оставляет нам никаких шансов на выживание. Плюс мотив государственной машины, перемалывающей любого, кто потенциально представляет опасность.

Создатели «Пророка» не потащили эту историю целиком на экран, скромно отщипнув от нее себе только два кусочка, – имя героя и его способность видеть будущее. И еще – способность ловко уклоняться от пуль, наперед зная их траекторию, что на экране, конечно, получается гораздо эффектнее, чем силами печатного слова.

Итак, герой «Пророка» Крис Джонсон (Николас Кейдж), фокусник из современного Лас-Вегаса, с рождения наделенный даром видеть будущее, – но только на две минуты вперед – тщательно скрывает свои способности, боясь стать подопытным кроликом в правительственных лабораториях. До поры, до времени Крис использует свой дар, только чтобы, не привлекая внимания, выигрывать небольшие суммы в казино. Но ФБР не дремлет, и вот агент Феррис (Джулианна Мур) уже пытается привлечь Криса к операции по поимке террористов, которые зачем-то хотят взорвать в Калифорнии несусветное количество урана, конечно же, привезенного из России, где, как известно, небрежно сваленные в кучу бесхозные ядерные отходы можно найти в каждом сарае.

Пока ФБР и террористы одновременно идут по его следу, сам Крис больше внимания уделяет любовной сюжетной линии. Ему в видениях является в загадочном освещении прекрасная девушка из будущего (Джессика Бил). Однажды пророчество сбудется, и дар пригодится Крису… чтобы повеселить зрителей, бесконечно пробуя разные вариации на тему «Не подскажете ли, как пройти в библиотеку?», – и снова и снова получая в ответ вежливый отказ.

По всему фильму щедро рассыпаны киноцитаты. Героиня Джессики Бил в своих явлениях герою похожа на девушку мечты из «Бразилии». Агент Феррис – вовсе чистая Кларисса Старлинг из «Ганнибала». Страшные «распорки» для глаз, которые со времен «Заводного апельсина» принято надевать на любого нонконформиста, угодившего в секретные лаборатории. И так далее.

Сама идея возможности изменить свое будущее, потянув не за эту, а за другую из множества ниточек-вариантов, ведущих к разным развязкам, не нова, но, по-моему, своего очарования не утратит никогда. Почему этот сюжет неизменно цепляет? Может быть, дело в том, что он напоминает, что все в наших руках. А, может быть, он наполняет повседневное существование и мелочи жизни глобальным смыслом, – помните, что если раздавить бабочку, в США выберут не того президента? Во всяком случае, только в последнее время про альтернативные варианты будущего сняли и «Эффект бабочки», и «Пиджак», и «Беги, Лола, беги»…

В «Пророке» идея множества вариантов обыгрывается маленькими ложными эпизодами, которые оказываются всего лишь предвидениями, и ложным финалом. В какой-то момент тема бесконечного множества «будущих» воплощается и буквально – в запоминающейся сцене, где по многочисленным уровням огромного ангара, кишащего террористами, разбегаются все новые и новые Николасы Кейджи.

Никаких глубин, которые можно было ожидать от экранизации Дика, здесь нет. Это именно «фантастический боевик» с большим бюджетом – не более того. Но, и не менее. Глубин нет, но брызги летят достаточно зрелищные. Правда, в смысле «экшна» фильм весьма неровный – динамичные зрелищные эпизоды в основном собраны в последней части фильма. Масштабных, запоминающихся, фантастических визуальных образов «Особого мнения» ждать не стоит – боевик достаточно «приземленный»: тут чаще по-простому бьют в зубы арматурой. И где только тихий фокусник получил такие навыки боя, а в придачу невозмутимость и хладнокровие?


Елена Полякова

читайте также




  • В эфире
  • Популярное
Реклама

Опрос

Вы ходите в театр?