«Слуга государев»: клюквенный морс для монархов

Возрождение авантюрно-приключенческого жанра произошло в традициях советского кино

«Слуга государев» явно оглядывается на старые советские фильмы «про мушкетеров». Чуть больше насилия, чуть больше эротики, – но все тот же мальчишеский интерес к шпагам, попойкам, прекрасным дамам и большой истории. Бюджет «Слуги государева» составил 10 миллионов долларов. В фильм попали целых три видных монарха 18 века, придворные интриги, похождения французского аристократа в России и, наконец, Полтавская битва. В таком жанре, да еще и с батальными сценами, у нас давно не снимали…

Вспыльчивый и манерный французский аристократ – из тех, которые при любом удобном случае кричат «Защищайтесь, сударь!», – шевалье Шарль де Брезе (Дмитрий Миллер) имел наглость влюбить в себя королевскую фаворитку. После поединка де Брезе с неудачно пошутившим Антуаном де Ла Бушем (Валерий Маликов) король Людовик XIV (Дмитрий Шиляев) отправляет обоих дуэлянтов на русско-шведскую войну. По разные стороны фронта в качестве наблюдателей. Антуан едет к Карлу XII, а де Брезе – к Петру Первому. По дороге де Брезе познакомится с нравами и обычаями дикой и варварской страны, населенной медведями и разбойниками с большой дороги. И в кульминации фильма – поучаствует в Полтавской битве.

«У вас во Франции бабы-то есть?» – испуганно спрашивает рубаха-парень Григорий Воронов (Александр Бухаров, который еще недавно был «Волкодавом»), с которым де Брезе свяжет обязательная по законам жанра настоящая мужская дружба.

Если бы «Слугу» сняли в Голливуде, его буквально заклевали бы за «антироссийскую пропаганду» и лубочность. Фильм вместил практически все образы, которые традиционно ассоциируются с Россией. Не хватает только бюста Ленина. Зато есть и «русский медведь», и детишки с льняными чубами, и грозное войско баб с вилами, и «законы здесь почти никто не соблюдает». Есть подозрение, что действие происходит не в версальских парках и российских лесах, а в зарослях развесистой клюквы. Впрочем, пусть решают историки. Какое до этого дело зрителям зрелищного костюмного фильма? И когда исторические ляпы и вольности мешали популярности фильма?

А вот кровь в «Слуге» вовсе не выглядит клюквенным соком. Персонажи умирают весьма реалистично, и ни сценарист, ни вояки в мундирах не стесняются убивать женщин – да еще и крупным планом. Времена такие были, что поделаешь. Только успеешь подумать в самом начале (пока на экране скрипят корсеты и шуршат любовные записки), что наконец-то вышел фильм, на который можно сводить, например, бабушку, как начинается смертоубийство.

К сожалению, сюжет «Слуги» – частные истории обыкновенных людей на фоне большой истории – хромает на обе ноги, расплывается и растекается в разные стороны. Личная история шевалье де Брезе не очень-то захватывает, потому что де Брезе оказался довольно картонным персонажем – мы о нем так ничего толком и не узнаем. А большая история выглядит неубедительно и мелко – как будто в русско-шведской войне участвовало человек двести, не больше.

Петр Первый разочаровывает суетливостью и отсутствием харизмы, которая должна была буквально капать с экрана. Мелкий получился Петр, одомашненный. Злые языки и вовсе могут упрекнуть государя в несколько комичном сходстве с Филиппом Киркоровым, нарядившимся в мундир для съемок ура-патриотического клипа. Шведскому монарху Карлу XII в этом смысле повезло больше: он похож на суховатого, усталого, деловитого топ-менеджера. Одним словом – европеец.

С диалогами тоже что-то не так – они почему-то режут слух. То ли они слишком «колоритные», то ли, наоборот, слишком современные, то ли – и то и другое вперемешку. Правда, для приключенческого фильма это так же непринципиально, как и другие исторические тонкости.

Несмотря на все вышеизложенные претензии, несмотря на лубочность и невыразительность персонажей, фильм все-таки оставляет, скорее, приятное впечатление. Костюмы и декорации радуют глаз, вполне убедительно показаны военные сцены, точнее, отдельные сценки, потому что грандиозных баталий не получилось. Будем считать, что это взгляд на войну изнутри – ведь отдельный солдат не видит поля боя с высоты птичьего полета. Получилась яркая и зрелищная картинка, которую любителям костюмно-авантюрного жанра пропускать не стоит.


Елена Полякова, специально для НГС.РЕЛАКС

читайте также




  • В эфире
  • Популярное
Реклама

Опрос

Вы ходите в театр?