«Параграф 78»: Пункт 1: Остаться в живых

Создатели российской «Обители зла» жестоко обошлись со зрителем

Действие «Параграфа 78» (по мотивам рассказа Ивана Охлобыстина) происходит в неопределенно недалеком будущем. Если судить по фильму, в России будущего по многочисленным пожеланиям трудящихся легализована марихуана, и идет стремительное ядерное разоружение. В одну из сохранившихся подземных лабораторий посылают отряд спецназовцев, чтобы эвакуировать персонал и уничтожить объект…

Команда собрана по голливудскому принципу из очень разных персонажей. Есть азиат, изучающий на досуге самурайские кодексы. Есть мулат по кличке Фестиваль, шут и наркодилер. Есть вариация на тему Лары Крофт – лысая Лиса. В роли последней – певица Слава, которую режиссер Михаил Хлебородов прихватил в фильм из своего клипмейкерского прошлого и заставил драться в душевой с тремя голыми, мускулистыми и наглыми подводниками.

Непростые отношения между Лисой, грустным мачо Скифом (Владимир Вдовиченков) и авторитарным лидером группы (Гоша Куценко) когда-то развалили отряд. Теперь, через пять лет, он собрался снова для последнего задания. В отношениях еще двух спецназовцев – «Спама» и «Любы» - просвечивает смутно-неопределенный гомосексуальный подтекст. В общем, с самого начала ясно, что внутренние отношения команды будут играть не меньшую роль, чем борьба с внешним врагом.

«Параграф 78» снят весьма традиционно – без рваного монтажа, странных ракурсов и приступов эпилепсии и болезни Паркинсона у оператора. У фильма есть легкий, почти неуловимый привкус научной фантастики старого образца. В этом контексте даже совершенно реальная система «Умный дом», которой оснащена квартира героя Гоши Куценко, напоминает о восторженных описаниях мира будущего в фантастических романах полувековой давности.

«Каменный век!» - удивляется один из героев, разглядывая секретную подземную лабораторию. «Еще при Путине строили», - отзывается другой.

Когда смотришь российские фильмы, анонсированные как блокбастеры, не покидает ощущение, что их создатели на подсознательном уровне уверены, что снимать жанровое, развлекательное кино в стране, где родился и жил Тарковский, - стыдно. В результате они снимают либо нечто претенциозное, напичканное «наворотами» и псевдооригинальными авторскими решениями, либо – по принципу «так пусть будет тупая жвачка!» - снимают «штамповку» по образцу третьесортных западных боевиков. Так вот, «Параграф 78» - это наконец-то вполне качественное и честное жанровое кино, без особых претензий, с более или менее живыми героями. С удачно выдержанным балансом между «поп-корновой» развлекательностью и серьёзностью. Правда, есть одно увесистое «но», о котором я скажу в конце.

Создатели фильма не спешат обрушить на зрителя полчища террористов, мутантов, зомби, пришельцев и других персонажей, которые обычно целыми стаями бегают по брошенным секретным объектам.

Значительная часть напряжения и саспенса в фильме возникает из пустоты, страха перед неизвестностью, теней и шорохов. Тот, кто рассчитывает на зрелищные драки и головокружительные спецэффекты, будет разочарован - они практически отсутствуют.

Без равнения на образцы жанра, конечно, не обошлось. Кажется, главный источник вдохновения – «Обитель зла» - режиссер пересматривал чаще, чем «DOOM» и «Чужих». После того, как герои проникают за ржавые ворота подземной базы, дежавю не просто возникает - оно не оставляет ни на минуту. Впрочем, пусть и позаимствованные, эффекты всё-таки работают. Фильму удаётся воссоздать то ощущение гусиной кожи и нездорового и страшного, - если вдуматься, - любопытства, ради которого люди рассматривают фотографии из Чернобыля и отправляются на экскурсии в мертвую Припять. Брошенные в спешке рабочие места, узкие подземные коридоры, искрящие провода, мертвый свет, трафаретные, с подтеками краски, надписи на бетонных блоках «Проходить по одному»…

Но с удовлетворением любопытства придется подождать. «Параграф 78, пункт 2» выйдет в марте. А первая часть – это неторопливая прелюдия, которая погружает нас в нужное настроение и знакомит с персонажами. Прелюдия удалась - настроение создано. Да и в скучной затянутости «Пункт 1» я бы лично не упрекнула.

Но, когда в зале зажигается свет, зрители остаются в легком недоумении.

Они только-только созрели – и вдруг уже титры и реклама второй части. Простите за грубое сексистское выражение, но в народе это называется словом «динамить».

Если неплохой по всем остальным показателям «Параграф 78» окажется, как и предыдущие российские блокбастеры, мыльным пузырем, - то именно по этой причине. Трудно даже представить, какой должна стать вторая часть, чтобы компенсировать месячный разрыв между завязкой и действием и неизбежную зрительскую обиду.


Елена Полякова, специально для НГС.РЕЛАКС

читайте также




  • В эфире
  • Популярное
Реклама

Опрос

Вы ходите в театр?