«Рокки Бальбоа»: возвращение героя

Сильвестр Сталлоне вышел на ринг после шестнадцатилетнего перерыва

Тридцать лет назад Сильвестр Сталлоне написал сценарий «Рокки» и продал его студии – с условием, что сам он будет играть главную роль. Потом были «Рокки» под номерами два, три, четыре, пять, – иногда опасно приближавшиеся к границам, за которыми лежит царство полного кинематографического трэша, иногда за нее заходившие, – но имевшие свою аудиторию. Последний перед перерывом «Рокки» вышел шестнадцать лет назад. Потом Сталлоне участвовал во все более и более сомнительных проектах – и собрал рекордный урожай премий «Золотая малина», присуждаемых худшему актеру года. Но «Рокки» оставался легендой и классикой, – а теперь он вернулся.

Тот, первый «Рокки» 1976 года – редкий пример фильма, который можно назвать культовым без малейшего преувеличения. Тридцать лет назад Рокки, боксер по прозвищу «итальянский жеребец», кажется, промотавший все шансы на карьеру, подзарабатывал вышибанием долгов, а в свободное время неловко ухаживал за Адрианой, патологически застенчивой и странноватой, – чуть ли не старой девой, – продавщицей из зоомагазина. А потом ему неожиданно выпала возможность сразиться с чемпионом…

К началу нового фильма Рокки (для своих поклонников – абсолютно реальный, живой человек, более реальный, чем сам Сталлоне) ушел из бокса и похоронил жену. Теперь Рокки-пенсионер держит ресторан и фотографируется с посетителями в качестве местной достопримечательности. Он по-прежнему носит свою знаменитую шляпу и держит дома черепашек. Призрак Адрианы бродит по фильму в виде размытых кадров из первого «Рокки». Житейская драма, простая история о буднях пенсионера, обнаружившего, что смысл жизни утрачен, а впереди ничего нет. Но, поскольку это все-таки Рокки, впереди еще последний бой, к которому Рокки, как и тридцать лет назад, будет готовиться, избивая говяжьи туши, подвешенные на крюках в холодильнике…

Это, разумеется, не римейк, и не совсем продолжение. Для продолжения фильм слишком обращен назад, в прошлое, к самому первому «Рокки».

«Рокки Бальбоа» похож на ностальгический телесюжет к юбилею кумира прошлых дней – с экскурсией по местам триумфов и поражений, драк и свиданий, которая перемежается старыми архивными кадрами.

Достоинство и искренность, какая-то старомодная честность и простота, с которыми сделан «Рокки Бальбоа», вызывают уважение. Не возникает никакого желания сравнивать фильм с престарелой звездой, которая с трудом и кряхтением натягивает на себя много лет назад принесший успех сценический костюм, чтобы выклянчить у ностальгирующей аудитории еще немножко денег. При всей своей ностальгической сентиментальности «Рокки» не оставляет у зрителя чувства неловкости и жалости. Возможно, потому, что не пытается быть крутым и современным.

Кульминации фильма – бою между Рокки и нынешним чемпионом мира Мейсоном Диксоном – предшествует их виртуальный, смоделированный на компьютере поединок.

Тут трудно не вспомнить «Celebrity Deathmatch», шоу на MTV, в котором пластилиновые звезды разных эпох отрывают друг другу головы и конечности под глумливые комментарии ведущих. Вот он – современный подход. А трогательный неудачник Рокки – пришелец из далекого прошлого. Нужно иметь смелость, чтобы в эпоху тотальной иронии озвучивать наивные и пафосные житейские мудрости, которыми Рокки продолжает доверчиво делиться с окружающими.

Рокки всегда был нестандартным героем – уличным, живым, трогательно неуклюжим. По сути дела – неудачником, но неудачник иногда оказывается гораздо интереснее и обаятельнее, чем все успешные, удачливые и побеждающие вместе взятые. Тот, кто всегда на коне, тот, кто никогда не падал и не поднимался, жадной до драм публике вообще не интересен, – это же робот, а не человек. А для человека победа над самим собой гораздо важнее, чем «официальная» победа по очкам. Теперь, когда Рокки Бальбоа окончательно вышел из возраста героя боевиков, эта мораль саги о Рокки стала еще очевиднее.

Те, кто ждет крутого и жестокого боевика, будут разочарованы, – кино получилось неторопливым и довольно грустным, – да и какой боевик в 60 лет?

Даже финальный бой, для которого Сталлоне-режиссер отошел от ретро-стиля и добавил пару современных «фишечек», вроде кадров в стиле «Города грехов», не поражает воображение. Впрочем, поклонники Рокки посмотрят этот фильм – достойное завершение истории «итальянского жеребца» – в любом случае. Те же, для кого Сталлоне – всего лишь персонаж эпохи, когда на каждом холодильнике был прилеплен постер с надувшим бицепсы «качком», могут убедиться, что Сталлоне – это не только «много мяса». Во всяком случае, Сталлоне – ни как режиссер, ни как сценарист, ни как актер – в своем прощании с «Рокки» не сфальшивил ни разу.


Елена Полякова, специально для НГС.РЕЛАКС

читайте также

  • В эфире
  • Популярное
Реклама

Опрос

Вы ходите в театр?