Победитель времени

В Новосибирск привезли выставку скульптур и графики Сальвадора Дали

Так уж получилось, что Сальвадор Дали – это, кажется, один из самых популярных вариантов ответа на вопрос: кто ваш любимый художник? Так что, открывшаяся в Новосибирском художественном музее выставка скульптур и графики Сальвадора Дали должна стать для многих отличным подарком к Новому году. Посетители, как старому знакомому, радуются мягким часам. Полужидкие часы стекают с дерева (скульптура «Профиль времени», продолжающая тему знаменитого «Постоянства памяти») или вплавлены в спину лошади (скульптура «Лошадь, обремененная временем)…

Обремененную временем лошадь, торжествующего слона, космическую Венеру и других завораживающе абсурдных существ, выползших или вылетевших из подсознания одного из самых скандальных и знаменитых усачей двадцатого века, в Новосибирск привез челябинский коллекционер Александр Шадрин. До этого выставка побывала в Барнауле и Екатеринбурге. Всего в экспозиции – 16 скульптур и 22 графические работы. Представленные на выставке бронзовые скульптуры относятся в основном к концу 1970-х – началу 1980-х годов, литографии – к началу 1970-х. В Новосибирске их можно будет увидеть до февраля.

Как рассказал на открытии выставки Александр Шадрин, представленные в художественном музее работы из его коллекции ранее входили в передвижную выставку коммерческого фонда «Мир Дали» и в течение пятнадцати лет путешествовали по всей Европе, а также Китаю и Южной Корее.

«Женщина в огне», с выдвигающимися из живота ящичками письменного стола, выгибается вперед с протестующим жестом… «Космический слон» –мощное животное на длинных и хрупких ногах жирафа. На слона надвигается с одной стороны пятящийся спиной вперед фотограф, а с другой – ребенок. Наблюдать за выражением лица челябинского коллекционера в этот момент очень интересно – на нем отражается гамма эмоций, достойная кисти Дали.

- Это нервирует? Когда посетители суетятся вокруг объектов и опасно над ними нависают?
- Раньше – не нервировало, а вот в случае с Дали это присутствует. Работы очень хрупкие и это большая головная боль. Например, «Космический слон» – достаточно небольшого толчка, чтобы он упал. А страховая стоимость у них «беспонтовая». Уже столько повреждений было…

Одно из повреждений засветилось во многих новостных лентах. При перевозке в Екатеринбург у скульптуры «Улитка и ангел» откололась часть постамента. По словам Александра Шадрина, до этого он без особых проблем перевозил выставки по России (в собрании челябинского коллекционера помимо Дали присутствуют работы Михаила Шемякина и Эрнста Неизвестного). Путешествие коллекции Дали по России господин Шадрин описывает как сплошную «фантасмагорию Дали». Страховщики, напуганные недавним скандалом с хищениями из Эрмитажа, отказывались страховать работы Дали; скульптуры застревали на таможне, ставя открытие выставки на грань срыва… По мнению господина Шадрина это очередные выходки известного шутника Дали:

«Дух Дали до сих пор где-то витает. Я не думаю, что он противится тому, чтобы его выставка была в России, – в этом случае она бы не состоялась, – абсолютно серьезно и очень убедительно объясняет челябинский коллекционер. – Я думаю, он просто играет с нами. Так же, как он всю жизнь играл…»

Справка:
Сальвадор Дали (1904 – 1989 гг.) родился в испанской Каталонии. В 1922 году отправился в Мадрид, чтобы учиться в школе искусств Сан Фернандо. В 1926 году Дали незадолго до выпускных экзаменов покинул школу, заявив, что в ней нет ни одного человека достаточно компетентного, чтобы оценивать его мастерство. Уже в 1920-е годы складывается уникальный стиль художника, заимствовавшего приемы из всех направлений: от академической живописи до авангарда. В 1929 году вместе с Луисом Бунюэлем Дали работает над сценарием знаменитого (прежде всего, регулярно цитируемой до сих пор сценой с бритвой, разрезающей глаз) фильма «Андалузский пес». Тогда же он встречает русскую эмигрантку Елену Дмитриевну Дьяконову, которая войдет в историю как Гала – жена, муза и натурщица для многих работ Дали.

В 1931 году Сальвадор Дали создает, пожалуй, самую знаменитую из своих работ – «Постоянство памяти». В 1936 – не менее известную «Мягкую конструкцию с вареной фасолью (Предчувствие гражданской войны)». Эти работы считаются классическими образцами не только творчества Дали, но и сюрреализма в целом – как направления, изображающего причудливое сочетание сна, абсурда, видения с реальностью.

Дали проявлял интерес ко многим сферам искусства – от театра до моды. Он – достаточно вспомнить его эксцентричные выходки и знаменитые усы – превратил в произведение искусства самого себя, сознательно конструируя миф о безумном гении.



Елена Полякова, специально для НГС.РЕЛАКС
Фото Евгении Брыковой

читайте также




  • В эфире
  • Популярное
Реклама

Опрос

Вы ходите в театр?