«ЖАRА» и солнце, день чудесный

Путеводитель по летней Москве от создателей «9 роты»

Вездесущая реклама настойчиво втолковывает зрителю, что он – зритель – ждал «ЖАRУ» всю свою сознательную жизнь. К тому же, фильм, наверное, заработает дополнительные сборы только благодаря идее показать его – стопроцентно летнее кино с загорелыми полураздетыми девушками, цветами и фонтанами – в декабре, когда холод и грязный снег уже надоели до депрессии, но конца им еще не видно… На НГС.РЕЛАКС уже непроизвольно сложилась традиция ругать новое русское кино – тем приятнее обнаружить, что желания забросать «ЖАRУ» гнилыми помидорами совершенно не возникает.

Значительная часть съемочной группы перешла в «ЖАRУ» из «9 роты». Работавший на съемках «Роты» вторым режиссером Резо Гигинеишвили теперь стал главным. Ключевые роли достались Алексею Чадову, Артуру Смольянинову и Константину Крюкову, который все больше становится похожим на российский вариант жестокого красавца Райана Филиппа. Оператором опять стал Максим Осадчий. Федор Бондарчук, естественно, продюсер, а еще – появляется на минутку в маленькой роли самого себя. Москва и москвичи получились у них гораздо правдоподобнее, чем Афган и «афганцы». Чересчур глянцевая картинка, которая многим резала глаз в военной драме, оказалась вполне адекватной для фильма-прогулки по Москве. Точнее не прогулки, а пробежки – кино очень динамичное.

Перед началом пробежки за столиком в летнем кафе сидит четверка простых парней из соседнего двора и болтает обо всем и ни о чем. Все разом говорят о Смоктуновском и о лейбле «Дольче», о том, что счастье не в деньгах и о том, как однажды в школе отправились на нудистский пляж с бутылкой водки… «Стоит математик! Голый! Без указки!» Не имеющие отношения к сюжету, как будто случайно подслушанные, диалоги удались однозначно, на пять с плюсом. Это еще не знаменитая тарантиновская дискуссия о глубинах смысла песенки «Like a virgin», но это уже очень здорово и жизненно. Заранее не угадаешь, но у «ЖАRЫ» есть неплохой шанс разойтись на цитаты.

Один за другим друзья встают и отходят на пять минут, чтобы обменять доллары и расплатиться по счету – и пропадают. Так бывает в жару, когда плохо соображаешь, куда и зачем идешь. И, наверное, только в жару начинающий актер может уехать на стройку в автобусе, набитом гастарбайтерами из южных республик, приняв их за безупречно загримированную массовку… А потом полдня пытаться завести с товарищами по лопате разговор о тонкостях кинопроизводства.

Кстати, растерявшиеся по всему городу друзья до этой встречи не виделись два года. Один провел это время в армии, другой – в британских колледжах… Но это совершенно неважно. В конце концов, они друзья или кто? «ЖАRА» с размахом охватила чуть ли не все социальные проблемы с первых полос газет – скинхеды, милицейский произвол, «Москва – город контрастов». Но на фоне оптимизма и беззаботности «ЖАRЫ» все это выглядит не более чем мелкими неприятностями. Такова жизнь, ну и ладно, будем жить дальше.

В подземном переходе один из четверых друзей, фабрикант Тимати, играющий практически самого себя, сталкивается с бандой скинхедов. Так вот, бритоголовые выглядят пусть и страшными, но слишком глупыми, чтобы восприниматься как реальная опасность. Не большее Зло, чем волк из «Ну, погоди!».

Здесь есть всего понемножку: и криминальная комедия, за которую отвечает бесподобный авантюрист, изъясняющийся исключительно цитатами из О.Бендера, и love story в духе «Питера-FM», и толпа обаятельных эпизодических персонажей вроде милиционерши Джульетты и лошади Мурзилки. Серьезно обсуждать «ЖАRУ» или критиковать отдельные нестыковки – вроде той, что на всю Москву, судя по всему, приходится только один таксист, - просто лень, как лень читать учебники к летней сессии, когда на улице – плюс тридцать в тени и хочется просто бездумно наслаждаться летом.

Фильм хорош, как глоток пузырящейся ледяной «Фанты» на пляже в жаркий день. Да-да, это сладко, вредно и навязчиво впаривается рекламой. Апельсины там никогда и рядом не лежали, сплошная синтетика. Подобным образом можно обругать и «ЖАRУ». Если в вашем лексиконе есть слово «попса», то «ЖАRА» – это она и есть. Легкий и смешной фильм о том, что жизнь прекрасна. Просто, иногда хочется именно самой обычной, химически-оранжевой, шипящей газировки… Так пусть же она будет вкусной, со льдом, с красивой этикеткой и настолько качественной, насколько таковой может быть газировка. «ЖАRA» с ее жизнерадостно-летним настроением и кислотно-яркими цветами именно такая.

Жаль только, что вроде бы все получилось – и смешно, и мило, и ярко, и наивно, – а вот про жару – не получилось. Хоть убей, не плавится пленка от палящего солнца, да и актеры часто забывают, что им должно быть жарко, очень жарко. И саундтрек не вызывает особого восторга, но это уже дело вкуса.


Елена Полякова, специально для НГС.РЕЛАКС

читайте также

  • В эфире
  • Популярное
Реклама

Опрос

Вы ходите в театр?