Любовь из «Табакерки»

Олег Табаков и Марина Зудина показали в ДКЖ «Сублимацию любви»

Однажды поздним вечером богемная девушка с манерами Ренаты Литвиновой заглянула в гости к Олегу Табакову. Почему бы девушке не зайти в гости к солидному мужчине, чтобы взглянуть на шедевр Сальвадора Дали, который, по словам взволновавшегося хозяина, с нетерпением ожидает ее в спальне? «Посмотреть картину», как цель визита, – такая же «подменка», как и название спектакля «Сублимация любви», слегка сбивающее с толку.

За таким названием сразу представляется нечто густо фрейдистское, со щедрой порцией абсурда, обнаженки и шокирующей откровенности. Нечто, о чем девушка с претензией вроде Паолы (про Паолу я расскажу чуть ниже) может гордо заявить что-нибудь в духе: «Ах, современное искусство – оно такое актуальное!». В действительности, «Сублимация любви» - это модный броский ярлык на вполне традиционной, простой и забавной пьесе Альдо де Бенедетти, которая в оригинале называется «Паола и львы».

Сцена перечеркнута падающей Пизанской башней (вы хотели фрейдизма?). В простых и ярких декорациях, напоминающих то ли мыльную оперу, то ли фильмы Альмодовара, Олег Табаков играет вальяжного депутата Леоне Саваста, а его жена Марина Зудина – эксцентричную ночную гостью Паолу. Мельком взглянув на Дали и слегка поморочив голову чересчур «нормальному» и солидному, чтобы успевать за ее эксцентричностями, Леоне, Паола исчезает. И тут из-под дивана вылезает молодой драматург Пьетро Дегани (Виталий Егоров). Депутат окончательно растерян, а зритель констатирует, что все персонажи для того, чтобы во втором акте началась полноценная комедия положений, осложненная любовным треугольником, уже в сборе.

Оправдывая «сублимацию» в названии, треугольник вначале выглядит не столько любовным, сколько творческим – с авторскими правами в качестве третьего участника. Драматург предлагает Леоне свои пьесы, решив, что имя известного политика на афише – лучший способ добиться их постановки. Пусть подлинный автор останется в безвестности, зато его произведения обретут славу. А Леоне, «депутат-драматург», так дослужится и до министра культуры. На это Леоне резонно отвечает, что министерства люди компетентные не возглавляют, поэтому театрала, скорее, назначат министром рыболовного флота…

Олег Табаков, как бы предсказуемо это ни звучало, в этом спектакле невероятно хорош и обаятелен. Его герой действительно похож на усталого льва, которому досаждают молодые львята – Паола и Пьетро. Льва почти плюшевого, во всяком случае, домашнего – он рычит в телефонную трубку, но мухи не обидит. И, поворчав, в итоге соглашается участвовать во всех подменах-«сублимациях».

В глазах публики Леоне – гений драматургии, в глазах Паолы – герой-любовник. Но и тут и там его замещает молодой драматург, пользуясь неведением публики и темнотой в спальне. Почти карикатурный Леоне у Табакова выходит не примитивным, а очень живым и настоящим. Особенно трогателен расшалившийся лев. Как Табаков, приплясывая, перебирает ногами за спиной у несущей возвышенную чушь Паолы, как он поглаживает диван, на котором раскинулась гостья, - это не описать. Зал в восторге.

Пожалуй, самой неоднозначной выглядит работа Марины Зудиной. Ее героиня раскрывается в меньшей степени, чем оба ее ухажера. То ли неординарная личность не от мира сего, то ли претенциозная светская дама, - это так и остается неясным. То ли сама актриса переигрывает, то ли, наоборот, последовательно и безупречно изображает романтичную девицу, переигрывающую «по жизни»…

Драматургия «Сублимации любви» незамысловата и не претендует на новизну. «Вполне коммерческая пьеса европейского автора, которая, несмотря на всю свою «коммерциальность», имеет определенные достоинства. Эти достоинства, может быть, больше проявляются в постановке режиссера Александра Марина», - так охарактеризовал «Сублимацию» сам Табаков.

Это не Театр с придыханием и с большой буквы, это отлично проведенный в театре приятный вечер. Сколько столетий человечество смеется над историей о том, как к одной даме явился вовсе не тот кавалер, которого она ожидала, но она в темноте подмены не заметила? И до сих пор смешно, - так зачем же придумывать что-то новое? Легкая, развлекательная, ловко собранная из узнаваемых масок и анекдотов пьеса с простой и эффектной развязкой не отвлекает внимания зрителей от актеров, – на которых публика и пришла.

К тому же, легкость и развлекательность вполне согласуются с подоплекой мероприятия. Табаков и компания – это подарок, который на свой пятнадцатилетний юбилей агентство недвижимости «Афина Паллада» сделало себе (откупив для клиентов и сотрудников половину зала) и городу (пустив оставшиеся билеты в свободную продажу). Оригинальная и со вкусом альтернатива более привычным корпоративным вечерам с приглашением поп-певцов.

На следующий вечер в ДКЖ в рамках все того же юбилея «Афины Паллады» прошел спектакль по Островскому («На всякого мудреца довольно простоты») с Сергеем Безруковым.


Елена Полякова, специально для НГС.РЕЛАКС
Фото Виктора Дмитриева

читайте также




  • В эфире
  • Популярное
Реклама

Опрос

Вы ходите в театр?