Шнур показал цензуре (фото, видео)

Почти десять тысяч новосибирцев на «Ленинграде» хором орали матерные песни — такого концерта в Новосибирске давно не было и вряд ли скоро будет

Если у кого-то оставался вопрос, кто сегодня главный российский певец и музыкант, то концерт в минувшую пятницу в ЛДС «Сибирь» отвечал на него однозначно. Кого-то, конечно, может шокировать, что этот самый главный музыкант выходит на сцену в трусах и майке и поет матом, но с этим, видимо, придется смириться. Тем более актуальность специфического жанра, в котором работает группа «Ленинград», похоже, будет только нарастать. Потому что вы сами понимаете, что литературным русским языком выразить чувства от реальности, данной нам в ощущениях, становится все трудней.

Сергей Шнуров пишет песни с нецензурной лексикой и исполняет их в общественных местах уже больше 20 лет, но нынешней популярности у него, пожалуй, не было еще никогда. Достаточно сказать, что в прошлом году концерт «Ленинграда» в Новосибирске проходил в пивном ресторане «Максимилианс». Проходил с большим успехом, да и «Максимилианс» — одна из самых больших клубных площадок города. Но все же это не ЛДС «Сибирь» с его 7 тыс. посадочных мест, не считая танцпола.

Билеты на концерт 3 июня (1400–4000 руб.) были проданы уже недели за две до начала концерта, что совершенно не удивительно. Последний клип группы собрал в YouTube 30 апреля уже больше 12 млн просмотров, а счетчик вышедшего до него «Экспоната» уже перевалил за 77 млн. А этого, на минуточку, хватит, чтобы это видео посмотрел по разу каждый второй житель РФ.


По наблюдениям корреспондента НГС.АФИША, послушать «Ленинград» пришло не меньше 10 тыс. новосибирцев. Все места на трибунах, кроме тех, что расположены за сценой, были заняты, а вместимость «Сибири» (без учета танцпола) — 7384 зрителя. Свободное место на танцполе можно было найти разве что метров за 100 до сцены. Пока техники настраивали аппаратуру, публика разогревала себя сама, то и дело начиная подпевать мелодиям «Ленинграда», которые неслись из колонок в режиме караоке. Нетерпеливые кричали: «Шнура давай!», «Ленинград!» и т.д. Сказать что-то конкретное о публике было решительно невозможно —

здесь, кажется, собрались все существующие на территории Российской Федерации типажи: работяги, офисный планктон, творческая интеллигенция, гоповатого вида парни в кепках, грузные дамы за 40, юные романтические девушки, мужчины с серьезными лицами работников спецслужб и либеральные активисты.

Особенно трогательно смотрелись пары отец и сын (или мать и дочь — такие тоже были).


Не было разве что представителей «православной общественности», которые накануне требовали не допустить исполнения песен, оскорбляющих слух и пропагандирующих пьянство. В конце мая представитель новосибирского отделения движения «Народный собор» Юрий Задоя направил мэру Новосибирска письмо, в котором попросил принять меры для недопущения исполнения песни «В Питере — пить» на концерте в Новосибирске. Анатолий Локоть запрещать концерт отказался, но выразил надежду, что на концерте «не будет допущено нарушений закона», а именно употребления нецензурной лексики в общественных местах. Судя по всему, товарищ Локоть слабо знаком с творчеством Сергея Шнурова, поскольку песен, где бы не употреблялась такая лексика, у этого музыканта и поэта совсем немного. Сам же Задоя со своими сторонниками пикетировать ЛДС почему-то не пришел.


Шнуров был одет сообразно месту проведения концерта. То есть по-спортивному: трусы с полоской, майка и высокие белые носки. Лидер «Ленинграда» делал с публикой все что хотел. Заставлял ее хлопать, махать в такт одной рукой («вот этот не махал и теперь придется из-за него всем перемахивать»), танцевать и, конечно, петь хором. Честно говоря, я впервые присутствовал на концерте, где залу это реально удалось. Вообще, было ощущение, что как минимум половина зала знает слова как минимум половины песен.

«Ленинград» — при всем внешнем раздолбайстве — проявили себя как профессионалы высочайшего уровня, которые способны не только завести публику сразу, но и держать ее в таком заведенном состоянии все два часа, пока шел концерт.


Люди танцевали в проходах, а в фанзоне перед сценой и вовсе творилась какая-то эротическая дискотека.

Программа тоже была выстроена так, чтобы дать отдохнуть и самому Шнурову, и не утомить зрителей. Спеть дали еще двум вокалистам и новым вокалисткам, которых как раз недавно наняли вместо покинувшей группу Алисы Вокс. Девушки честно драли горло и изгибались телами, но публика ворчала, вспоминая их предшественниц. Смотрелись новые вокалистки на фоне Алисы и Юлии действительно бледновато и попсовато, но, как заверил Шнуров, «мы учим их всему плохому», так что нужно дать девушкам шанс.


На концерте нашлось место неожиданной романтике. В какой-то момент, в перерыве между песнями, на сцене появился какой-то мужик и начал читать стихи. Поскольку в группе «Ленинград» довольно много народу, а композиции порой бывают довольно неожиданными, публика приняла сначала это за какой-то новый номер. Но, как потом выяснилось, это было предложение руки и сердца, которое новосибирец захотел сделать возлюбленной таким вот эффектным способом. «Человек написал нам, и мы не смогли отказать. Ну, прекрасно же», — объяснил случившееся потом Шнуров.

Закончился концерт хоровым исполнением баллады «Просто» (насколько просто, мы не имеем права писать, послушайте сами в YouTube), когда тысячи зрителей в темноте раскачивали в такт свои мобильные телефоны. Честно говоря, подобного единения я не видел на концертах, пожалуй, никогда.

Сергей Шнуров из симпатичного, но в целом маргинального (такое ни в телевизор нельзя, ни на радио) исполнителя как-то незаметно превратился в едва ли не главного музыканта страны.

Потому что не существует другого человека, чей круг поклонников был бы сегодня настолько широк, кто мог бы заставить почувствовать единение столь разных людей. Последним таким певцом был Владимир Высоцкий, как бы такое сравнение ни оскорбляло чьих-то чувств.

Шнуров поет так, как думают и говорят люди в минуту восторга или крайнего расстройства, вне зависимости от их культурного уровня. И причина, по которой «Ленинград» с его матерными рифмами и заводными ритмами становится мегапопулярным именно сегодня, наверное, в том, что это — едва ли не единственный артист такого масштаба, который позволяет себе быть на сцене совершенно естественным. Не правым или левым, «патриотом» или «либералом», а просто мужиком, который любит баб, выпить и покуролесить. И ничуть этого не стыдится. И чем сильнее общество будет ощущать давление самого разного рода (от политического до экономического), тем более востребованной будет эта возможность уйти в отрыв хотя бы на пару часов. И приплясывая под (увы, мы не можем привести ни одной стоящей цитаты, потому что любая стоящая цитата из Шнура — это административное правонарушение), вдруг понять, что люди рядом с тобой, которых ты в обычной жизни, может быть, считаешь жителями какой-то другой страны, с которыми у тебя нет ничего общего, — на самом деле с тобой одной крови.



Стас Соколов
Фото и видео Виктора Дмитриева

читайте также

  • В эфире
  • Популярное
Реклама

Опрос

Вы ходите в театр?