«Ночь музеев»: набережная в огне (фоторепортаж)

Тысячи новосибирцев пошли посмотреть видеоинсталляцию с фейерверком на набережной и ломились в крематорий ради селфи со знаменитым покойником

21 мая в Новосибирске в восьмой раз прошла «Ночь музеев». В этом году у культурных гуляний часть аудитории отобрал хоккей, зато повезло с погодой — субботняя ночь располагала к прогулкам и по центру города, и на набережной, и по территории крематория, музей которого традиционно был осаждаем толпами. Корреспонденты НГС.АФИША побывали в самых популярных, свежих и интересных точках Ночи.

Справка: «Ночь музеев» (The Long Night of Museums, Lange Nacht der Museen) — ежегодная культурная акция, придуманная в 1997 году в Берлине и распространившаяся по Европе и за ее пределы. В ночь с субботы на воскресенье перед Международным днем музеев культурные учреждения продлевают время работы за полночь и предлагают необычную программу. Первая «Ночь музеев» в России состоялась в 2002 году в Красноярске, в Новосибирске — в 2009-м.

  • В этом году Музейная ночь в Новосибирске шла на примерно 50 площадках и собрала около 40 тыс. человек (в прошлом году — 36 тыс.) — по данным министерства культуры; но в Музее города Новосибирска (координатор акции) полагают, что людей было больше.
  • Война и мир в Музее города Новосибирска. Крупнейшие музеи — краеведческий, художественный и Музей города Новосибирска — звали в основном на свои постоянные экспозиции плюс музыкальную и прочую программу. Кое-что из программы Ночи — например, ретрофотоателье в музее города (на фото) — повторяется из года в год. Но в этом году появились и новенькие.
  • Например — недавно открытая молодыми художниками и кураторами в старинном особняке на Коммунистической галерея современного искусства 2SoMA. В Музейную ночь там открылась выставка «Себяшка/SoMAстрел», посвященная взаимоотношениям селфи с искусством, которое часто становится только фоном для селфи «я в музее». «Себяшка» предложила готовые арт-объекты для селфи — например, картонную коробку, в которую можно сунуть голову и сфотографироваться в подводном мире из фольги. Центр экспозиции — зеркальная спираль Алексея Грищенко, в которой «отражение распадается, как и человеческое эго в контексте генофонда». Другая часть экспозиции — раскрашенные гипсовые бюсты Ленина, созданые Маяной Насыбулловой: Ленин-Дэдпул, Ленин-Макдоналдс, Ленин-Гитлер, Ленин-Бэтмен и пр.
  • Устроенная молодыми кураторами и художниками 2SoMA — единственная галерея современного искусства. Лично мне всегда казалось, что наличие хотя бы нескольких таких галерей всегда отличает более или менее большой город от совсем уж безнадежно маленького. Галерея устроилась во внутреннем дворе по соседству с баром The Rooks, устроившим там же концерт. Все это выглядит, по репликам присутствующих, «вопиюще не по-новосибирски»; а также — антуражем из старых кирпичей — напоминает модель в миниатюре московского «Винзавода» десятилетней давности.
  • Для этой гостьи у дверей краеведческого музея Музейная ночь — ежегодный повод выгулять винтажный наряд. Если первые «Ночи музеев» в Новосибирске сопровождались страшными очередями даже к самым непритязательным зрелищам, то теперь обходится практически без них. Разве что масштабный перформанс немецкой художницы в универмаге Lukse не успели увидеть все желающие, скопившиеся на улице (подробнее о перформансе «Разговоры из темной комнаты» — в завтрашнем репортаже НГС.АФИША).
  • Еще один посетитель краеведческого музея, в котором — внутри и снаружи на ступеньках — в Музейную ночь выступали музыканты, а публика осматривала недавно обновленную постоянную экспозицию и текущие выставки: икон, кимоно и пр.
  • Музейная ночь окончательно превратилась в массовый городской праздник — вроде Дня города, но с более культурным лицом. И в соответствии с этим статусом в нынешнем году она впервые вышла на набережную. В парке «Городское начало» на памятник первому мосту повесили огромный экран, на который транслировались то пляски на сцене, то документальный фильм про Новосибирск начала ХХ века.
  • У программы на набережной было аж две кульминации. Первая — когда по железнодорожному мосту, отчаянно гудя и тарахтя, проехал выпущенный в 1949 году паровоз «Л-0620» (сюрприз от Западно-Сибирской железной дороги)…
  • …вторая кульминация — финальный фейерверк, который превратил фрагмент-памятник первого моста в стену сплошного огня.
  • По случаю «Ночи музеев» публике продемонстрировали дореволюционное здание на набережной, в котором будет музей «Городское начало». Музея пока нет — поэтому в музее развлекали историями и артефактами времен строительства и первых лет существования здесь железной дороги, а также мастер-классами по старинным ремеслам. После шоу на набережной в будущий музей заглянули мэр Анатолий Локоть и его зам по культуре Анна Терешкова. В какой-то момент слегка упиравшегося мэра загнали на ковер перед девичьим хором, исполнявшим «Валенки», но мэр плясать «Валенки» не стал.
  • Новосибирский государственный университет экономики и управления тоже устроил у себя в фойе музей, посвященный черному рынку тех уже далеких времен, когда сам университет еще назывался нархозом, а советские граждане были готовы много чего продать за джинсы и растворимый кофе. Технологию варки джинсов в домашних условиях (для достижения модного окраса) демонстрировали тут же — джинсы кипятились на плитке в кастрюле с мутной водой.
  • Если Музейная ночь — это городской праздник, то этот праздник можно описать так: тысячи граждан ломятся в крематорий. Музей мировой погребальной культуры на территории крематория работает в «Ночь музеев» дольше всех — до утра и возит от центра и обратно бесплатными автобусами. И ежегодно становится одной из самых популярных площадок. В этом году, как рассказали в музее, через него прошло около 3500 человек. На дорожках крематорского парка было людно, как в Первомайском сквере.
  • Ночная программа в музее смерти на этот раз была посвящена СССР — и большой истории, и быту. На эту тему проводились всякие тематические игрища; на входе гостям повязывали красные галстуки. Кроме обычных аттракционов (селфи в гробу и с муляжом трупа на столе патологоанатома, бесконечные ряды катафалков, траурных платьев, черепов и пр.) в музее приготовили — действительно огромную — экспозицию советских артефактов: от ностальгических — до ужасных…
  • …от детских игрушек, которые посетители радостно узнают, — до настоящего вагона-теплушки 1930-х годов: дощатого сарая на рельсах, который набивали десятками заключенных. Нужно отметить, что музей крематория в Музейную ночь — действительно как минимум один из лучших по качеству подготовки: тут не халтурят. И, вероятно, именно с этим — а не только с манящей табуированностью темы — связана его ночная популярность.
  • …пока эти гости делают селфи со знаменитейшим покойником, за кадром девушка в платьице в горошек рассказывает о старинных фотографиях: «Раньше, чтобы сфотаться, надо было долго сидеть неподвижно. А дети не могут сидеть долго неподвижно, поэтому их фотографировали… («…мертвыми», — автоматически шучу я про себя. — Е.П.) …мертвыми», — невозмутимо продолжает девушка…
  • …абсурд происходящего становится таким густым, что, кажется, из него можно вырезать кусок и унести домой как сувенир. Если музею крематория чего-то и не хватало, чтобы разжаловать Пелевина и Сорокина в копирайтеры районной газеты, — так это заполонивших это царство гробов, катафалков, венков и смертного китча сотен разновозрастных пионеров, среди которых бодрый ведущий разыгрывает призы. Если ад существует, там наверняка все устроено точно так же.

Елена Полякова
Фото автора (1–6, 11), Ольги Бурлаковой (7–10, 12–16)

читайте также




  • В эфире
  • Популярное
Реклама

Опрос

Вы ходите в театр?