Грехи душу жгут

В прокат вышел православный триллер «Остров» с Петром Мамоновым

«Отруби свою голову, брызни кровью ввысь. Нам с тобой поровну, остальные брысь!» - так пел солист группы «Звуки Му» Петр Мамонов – за много лет до того, как вещим оком взглянуть с рекламных плакатов, сделанных в студии Артемия Лебедева по заказу телеканала «Россия» и кинопрокатной группы «Наше кино». Плакаты извещают население, что в прокат вышел «Остров» режиссера Павла Лунгина – история советского православного шамана, который с одинаковым успехом шпыняет чертей-бесов и друзей-монахов посреди строгих пейзажей русского севера.

Пересказывать сюжет кинофильма – занятие по определению неблагодарное. А в случае с «Островом» - еще и опасное, что доказывает официальный анонс картины, с которым она идет по стране. Сюжет прокатчики уложили в два абзаца.

«Вторая мировая война. Баржу, на которой Анатолий и его старший товарищ Тихон перевозят уголь, захватывает немецкий сторожевой корабль, – сообщает зрителям кинопрокатная группа. – Вымаливая пощаду у немцев, Анатолий совершает предательство – расстреливает Тихона. Немцы оставляют труса на заминированной барже, но благодаря помощи монахов, проживающих в монастыре на острове, ему удается выжить... Проходят годы. Старца Анатолия почитают за праведную жизнь и поистине чудесную помощь, которую он оказывает приехавшим сюда людям. Однако страшный грех убийства, совершенный им во время войны, не дает ему покоя. Чувствуя приближение своей кончины, Анатолий готовится к смерти и пока не знает, что скоро будет прощен».

Впрочем, осведомленность о сюжете в данном случае ничуть не испортит удовольствие. Исполняющий послушание монастырского кочегара герой Мамонова в свободное от погрузки угля время поет, плачет, лежит ничком на промерзшей, кажется, до самой преисподней земле, утонченно издевается над монастырским начальством, молится, а также чудодейственным образом исцеляет тела и души окрестного населения. Чем доставляет массу бытовых неудобств все тому же начальству – в лице неподражаемых Дмитрия Дюжева и Виктора Сухорукова.

Несмотря на всю православную напевность и потусторонний северный драйв, «Остров» - кино по-голливудски выверенное (собственно, Павел Лунгин всегда был режиссером на экспорт). Кого-то сюжет о не прощенном небесами экзорцисте – если волевым усилием отбросить культурный и природный колорит – даже заставит припомнить бодрый католический боевик «Константин» прошлого года с Киану Ривзом в главной роли. Оба героя сильно кашляют, слывут грозой нечисти среди коллег и не могут жить в мире с собой: в результате давней и некрасивой истории. А уж кто как гоняет бесов – орудуя простой железной кружкой посреди кочегарки или перезаряжая магический дробовик со спецэффектами – дело вкуса, бюджета и национальных традиций.

Голливудская ухмылка сквозит и в подборе актеров. Массовый зритель, еще не отвыкший опознавать Виктора Сухорукова и Дмитрия Дюжева в ролях очередных мордоворотов, по-хорошему столбенеет, узнавая, знакомые лица в ролях немного мирских, но очень добрых и вообще чрезвычайно симпатичных монахов, удачно оттеняющих северную отрешенность мамоновского героя.

Даже прибаутки юродивого старца (древнерусский национальный бренд), для которого сам Петр Мамонов явно рожден, в режиссуре Лунгина едва ли не обращаются в набор удачных гэгов. Диалог Дюжева и Мамонова:

- При преподобном преподобен будешь!
- Я не понял, что ты мне сейчас такое сказал.

В итоге черные клобуки и «Отче наш» в сочетании с прагматичным западным подходом к кинобизнесу делают из «Острова» кино национальное по форме и вполне глобалистическое по содержанию. Есть на что посмотреть.


Петр Малков, специально для НГС.РЕЛАКС

читайте также




  • В эфире
  • Популярное
Реклама

Опрос

Вы ходите в театр?