«Высоцкий»: великий поэт и наркоман

Кумир России не предполагал, что после смерти из него сделают силиконовую мумию и покажут в кино

Владимир Высоцкий умер уже больше 30 лет назад, и до сих пор никто из кинематографистов не решался пустить историю его жизни во вторичную переработку. Однако ж подросло поколение, для которого этот человек не более чем голос из магнитофонов родителей, и продюсеры решили — пора. Обычной биографией фильм Петра Буслова не назовешь. Потому как призван он не столько напомнить о великом барде, сколько разобраться, откуда пришло все то, что многих так раздражает в современной действительности.

Справка: «Высоцкий: Спасибо, что живой» (Россия, 2011). Действие фильма разворачивается в 1979 году, когда во время гастролей в Бухаре Высоцкий переживает клиническую смерть. Режиссер — Петр Буслов («Бумер»), сценарий — Никита Высоцкий. В ролях: Оксана Акиньшина, Андрей Смоляков, Иван Ургант, Андрей Панин, Максим Леонидов, Дмитрий Астрахан, Владимир Ильин, Владимир Меньшов, Сергей Безруков, Сергей Шакуров. Бюджет 12 млн долларов.

История, рассказанная в фильме (сценарий написал сын Высоцкого — Никита), основана на реальном эпизоде из жизни Владимира Семеновича, который поехал летом 1979 года в Узбекскую ССР и едва не отдал богу душу, пережив клиническую смерть.

Сюжет вертится вокруг спецоперации, которую КГБ Узбекской ССР проводит против организаторов концертов Высоцкого. Никакой политики в их действиях нет — один голый бизнес. Точнее — борьба с ним, ведь львиная доля поступлений от концертов столичной знаменитости проходит мимо государственной кассы и распределяется между исполнителем и организаторами гастролей.

В ходе оперативно-разыскных мероприятий полковник узбекского КГБ обнаруживает, что помимо незаконного обогащения его «клиент» употребляет «медикаментозный допинг».

Причем «лечение» находится уже на такой стадии, что без морфина пациент имеет все шансы не дожить до следующего концерта. По стечению обстоятельств в историю оказывается втянутой 19-летняя подруга Высоцкого по имени Таня, которую сообразительные контрразведчики тут же берут в оборот.

Нужно заметить при этом, что вообще работа «органов» показана в «Высоцком» со сдержанным уважением. И герой Смолякова, и его подчиненные — это жестковатые, но очень толковые профессионалы, которые честно выполняют свою работу. Проблема честных чекистов, однако, в том, что государство, которому они служат, уже само не знает, чего хочет.

«Может член ЦК преступника и наркомана слушать, да еще и аплодировать?» — задает риторический вопрос узбекскому кагэбэшнику его непосредственный начальник. А московский коллега и вовсе уверяет, что сажать Высоцкого все равно никто не собирается: партии и правительству нужны только инструменты воздействия на строптивого артиста накануне Московской олимпиады.

Главной интригой фильма с самого начала стала личность исполнителя главной роли. Но тех, кто кинется в кинотеатры только для того, чтобы открыть для себя эту тайну, ждет жестокий облом: исполнителем главной роли в титрах значится… Владимир Высоцкий.

Гримеры и компьютерные дизайнеры действительно основательно потрудились над тем, чтобы в кадре ходил, пел и умирал почти настоящий Владимир Семенович. Однако в результате центральный персонаж больше напоминает восставшего из могилы зомби. Актеру приходится изображать все эмоции губами и ушами — остальное лицо покрыто толстым слоем силикона. Особенно заметно это на фоне до рези в глазах знакомых живчиков второго плана в исполнении Урганта и Панина.

Картина насыщена событиями, неожиданными поворотами сюжета, так что смотреть ее можно просто как хорошее жанровое кино, даже если конкретно Высоцкий вам по барабану. Особых слов стоит маниакальная тщательность, с которой на экране показана предметная среда. Ради минутного эпизода создатели тщательно очистили от рекламы московские улицы. Любовно воссозданы не только интерьеры, предметы быта, но и сам дух эпохи, в которой почти все было в дефиците, но практически что угодно было можно достать, если знать, к кому обратиться.

Все это придает «Высоцкому» привкус киноаттракциона, сходить на который имеет смысл даже не ради сюжета, а просто чтобы увидеть, как все это сделано. Эдакий «Аватар», но вместо планеты Пандора и синих великанов — простая советская жизнь.

При всей этой предметной достоверности история, рассказанная в фильме, очень понятна — ее легко представить в нынешней действительности, заменив барда на какую-нибудь суперпопулярную рок звезду. Но, возможно, именно потому авторам и понадобился Высоцкий, что найти такую звезду сегодня просто невозможно.

Попробуйте представить себе отечественного исполнителя, которому в одном порыве могли аплодировать партактив «Единой России», зрители канала «Дождь» и аудитория радио «Шансон». А к концу 70-х Высоцкий именно таким человеком и был.

1979 год, в котором происходят события, — это период высшего могущества СССР. Цена нефти достигла пика, страна готовилась впервые принять Олимпиаду. Но через гранитные плиты советской действительности уже прорастала новая, молодая хищная жизнь. Жизнь, в которой наиболее предприимчивые люди были заняты давно уже не строительством коммунизма, а «зашибанием» денег и «решением вопросов». СССР так и не смог предложить им в рамках системы ничего вразумительного. Через какие-то 10 лет людей этих станет так много, что остановить процесс распада государства станет уже невозможно.

Одним из таких ростков новой жизни и был Владимир Семенович Высоцкий. Всенародно любимый поэт и музыкант, который при жизни выпустил официально всего 7 пластинок-миньонов и один «гигант», но так и не смог издать в СССР ни одной книги своих стихов. Любивший Родину и гонявший по Москве на «Мерседесе» (второй такой был только у Брежнева), купленном на доходы от «незаконной предпринимательской деятельности».


Стас Соколов
Кадры из фильма — kinostar.com

читайте также

  • В эфире
  • Популярное
Реклама