«Pink Floyd отдыхает»

Несмотря на мировую моду, этномузыка остается не востребованной в Новосибирске

Группа «Седьмое небо», исполняющая в том числе и этнику, представила совместно с Екатериной Басалаевой (ех-«Вампитер») новый проект. На концерт было продано не более ста билетов. Несмотря на «этническую» моду, похоже, музыка в стиле этно в Новосибирске по большому счету никому не нужна.

Музыка, которую исполняет «Седьмое небо», завораживает. Это даже не просто музыка, это – некий Театр Голоса Вики Чековой и Театр Звука ее музыкантов (Галина Беляева – кларнет, волынка, флейта, Елена Скоробогатова – фортепиано, синтезатор). Екатерина Басалаева ко всему этому добавила Театр Пластики. Вместе получился странный, ни на что не похожий (в Новосибирске – уж точно) проект. «Pink Floyd отдыхает», - заметила знакомая, сидящая рядом. «Cranberries, по крайней мере, по голосу – тоже», - подумал я. Странная музыка, где по признанию девушек, присутствует очень много импровизации, вводила некоторых чуть ли не в транс. Рядом в такт музыке умиротворенно раскачивался какой-то парень. Вика Чековая (лидер группы) улыбается: «У многих людей создается впечатление, что это – полнейший хаос. И вообще непонятно что. На каком языке тетенька поет? – как-то мне задали вопрос. Надо, кстати, узнать, что это за язык такой…»

Неудивительно, если группа «Седьмое небо» через какое-то время станет популярной и широко известной оттуда – из Москвы или даже из-за границы. Девушкам уже предложили участвовать в международном музыкальном фестивале «ТРИО» (Молдова), но… В этом году они поехать не смогли, надеются, что получится следующей осенью. Причина банальна: не нашлись деньги и не нашлись те, кто смог бы оказать спонсорскую помощь. Этника, популярная последнее время во всем мире, почему-то не находит поддержки в нашем городе. Самобытное и неординарное, похоже, до сих пор вызывает непонимание у новосибирских чиновников «от культур» и потенциальных спонсоров.

Гораздо спокойнее (потому что понятно: «пипл схавает») проспонсировать концерт столичной «фонограммной» звезды или поддержать из городского бюджета какой-нибудь кружок пляшущих «матрешек» (тоже – понятно: поддержка традиций). Действительно интересные коллективы, исполняющие неординарную музыку, у нас в городе присутствуют, хотя их и не так много – при первой возможности яркие музыканты, конечно, спешат уехать в столицу. (Конечно, речь об аутентичной музыке, т.е. исконно русской народной, здесь не идет. Исполнителей фольклора в городе достаточно, но такую музыку в основном слушает очень узкий круг лиц – более старшее поколение).

Вика Чековая: «Я знаю группу «Крапива». Очень симпатичные вещи делают. Я их только слышала на рок-фестивале, как ни странно. Да… Еще – «Буготак». Но не коммерческое все это. У нас менеджмент совершенно не развит. Гораздо проще взять звезду, позвонить ей, она приедет, и ты гарантированно соберешь, извините, бабки».

Алексей Казаринов, руководитель Фестиваля этнических искусств «Живая вода» и агентства праздников «Ура!»: «В Новосибирске востребованности в этнической музыке и культуре нет. С одной стороны, у нас очень индустриальный город и нет необходимости в таких отношениях. А с другой – такие отношения есть, но прослеживаются лишь в определенных малых этнических группах, а не в общегородском масштабе».

Кстати, фестиваль «Живая вода», по словам Алексея, прервал существование в силу тех же причин: «Чтобы добыть на этот проект какую-то тысячу долларов, нужно убиться. Надо обойти около сотни контор, написать тысячу писем, и, может, тогда кто-нибудь даст эти деньги».

Фестиваль этнических искусств, утверждает Казаринов, все же состоится. Возможно, на нереализованную тему «Свадьба». Правда, не факт, что он будет на Алтае, т.к. это место, по словам Алексея, дискредитировано низким уровнем организации различных фестивалей. И не факт, что он будет делаться с расчетом на чью-то поддержку. «Я понял, что время, потраченное на поиски спонсорской условной тысячи долларов, проще потратить на зарабатывание этих денег. Чем мы и занялись. Видимо, будем делать «Живую воду» в следующем году на свои деньги», - замечает Алексей Казаринов.

Правда, лидер группы «Буготак» Егор Андриянов считает, что развитие этнической музыки в Новосибирске тормозится, потому что продюсеры не знают, как эту музыку подать слушателю, как ее разрекламировать. Существуют люди, добавляет Егор, которые уже сейчас вкладывают деньги в этно: в Академгородке есть студия «Panfiloff Records», где записывают местные группы, исполняющие этническую музыку.

Есть мнение, что этномузыка – как маленький ресторанчик, куда многие люди ходят «из-за кухни», «из-за повара», «из-за атмосферы». Т.е. из-за чего-то индивидуального, авторского. На Западе и в Москве такие тенденции проявляются давно. У нас же для большинства пределом потребительских мечтаний до сих пор является какая-нибудь пиццерия.


Илья Калинин, специально для НГС.РЕЛАКС

Фото Евгении Брыковой

читайте также




  • В эфире
  • Популярное
Реклама

Опрос

Вы ходите в театр?