Прощальные гастроли омского театра «ЧелоВЕК»

Наблюдение за жизнью насекомых может привести к утрате чувства реальности

Перед отъездом из Омска в Санкт-Петербург театр пластической драмы «ЧелоВЕК» в последний раз показал Новосибирску феерическую красоту – спектакли «Песни дождя» и «Мотыльки». «Мотыльков» называют спектаклем-ритуалом, спектаклем-притчей по мотивам эротической поэзии Древнего Востока, с вкраплением вариаций на тему древних обрядов.

Есть такой способ оценки зрелища, построенного на отточенном мастерстве движения. Если в голову лезут мысли: «Интересно, а сколько они тренировались? А сколько раз он разбивал нос об коленку партнерши, прежде чем этот трюк у него получился?» - значит, что-то не так. А уж если легко мысленно переодеть участников из сценических костюмов в тренировочные рейтузы-олимпийки, - то это вообще провал и катастрофа. В «Мотыльках» же люди на сцене… просто перестают быть людьми.

О том, что на сцене танцуют актеры, помнишь минут пять после начала. Потом как-то забываешь. Например, в тот момент, когда на сцене появились существа в прозрачных коконах-пузырях, тихонько колышущихся, сдувающихся и надувающихся…

Так шевелиться предметы могут только под водой, потеряв вес, преодолевая сопротивление жидкости. Но законы физики – это определенно не про спектакли «ЧелоВЕКа».

Да, кстати, если вы вдруг случайно отягощены знанием физики, или эротической поэзии Древнего Востока, или еще каким-то интеллектуальным багажом - на время спектакля это можно смело выбросить из головы. Отключить мозги вместе с мобильным телефоном и просто смотреть. И постепенно возникает состояние прострации, как будто смотришь на огонь. Отводя взгляд от сцены, так же трудно перестроить зрение обратно, на восприятие привычной реальности, как и после долгого-долгого созерцания огня.

По слухам, труппа театра «ЧелоВЕК» медитирует перед спектаклем – а зрители медитируют во время спектакля.

Если все-таки вернуться из прострации, понимаешь, какими простыми средствами достигается трансформация реальности. Темнота вместо декораций. Световые эффекты. Вводящая в транс музыка. И отточенное мастерство актеров.

В результате на сцене – огонь, цветы, бабочки, хрупкие, неопределимые словами существа из сюрреалистических снов или глубин подсознания, но никак не люди. Поэтому вопросов о тренировках и разбитых носах не возникает. Возникают другие вопросы.

По мотивам эротической поэзии? Разве что в восточном понимании – таком, каким оно видится с Запада. Самое удивительное в представлениях театра «ЧелоВЕК» - это полное растворение человеческого тела с его плотскими, приземленными, неуклюжими свойствами, включая и ту самую эротичность, в воздухе спектакля.

Спектакль-притча? Притча о чем? О хрупкости, красоте и обреченности – как мотыльки, летящие на свет лампы – любви? Или об удивительной сложности и нелепости нашего мира, в котором, чтобы полюбоваться на пламя или полет бабочек, нужно прийти в театр, купить билет, сдать в гардероб пальто и занять свое место?

Театр пластической драмы «ЧелоВЕК». Уникальный коллектив, творящий на стыке культур Востока и Запада. Сочетая различные выразительные средства (современная пластика, классическая и бытовая пантомима, «живой» вокал, балет), «ЧелоВЕК» создает новые театральные формы. Обладатель спецприза «Золотой маски», лауреат и дипломант международных и российских театральных конкурсов и фестивалей: международного фестиваля пластических искусств "Мимолет", международного фестиваля театральных школ "Сердце Азии", международного театрального фестиваля Sib-Altera, международного театрального фестиваля High Fest (Армения) и так далее. Был создан 12 лет назад на основе первого в России выпуска профессиональных актеров пластического театра. Образовательной базой стала Восточно-Сибирская государственная академия культуры и искусств в городе Улан-Удэ (Республика Бурятия). В последние два года «ЧелоВЕК» работал в Омске, куда переехал в 2004 году из Улан-Удэ.


Елена Полякова, специально для НГС.РЕЛАКС


читайте также

  • В эфире
  • Популярное
Реклама

Опрос

Вы ходите в театр?