Достоевский в «Глобусе»: «Я убил!»

«Сны Родиона Романовича» оживили ночные кошмары Раскольникова

Роман «Преступление и наказание» очень похож на дурной сон, вы не замечали? В спектакле Павла Сафонова «Сны Родиона Романовича» это реализовано буквально. Каторжанин Родион Раскольников на больничной койке спит и видит сны. Что может сниться герою в эпилоге? Весь предшествующий роман, разумеется. И еще в ночных кошмарах Раскольникова бесчинствует Виктор Сухоруков, восхитительный и омерзительный в роли старухи-процентщицы… и всех остальных ролях.

Взгляд со сцены:
«Раскольникова играет ведущий актер молодежного театра в Москве Илья Исаев. Он даже по внешней форме отличается от того, который прописан в романе. Он у нас здоров, энергичен, накачан. Где чахоточность, где желчность? Ребята, так он же на каторге! Может, он на картошке отъелся? И накачался, они же все в тюрьме качаются» (Виктор Сухоруков на пресс-конференции).


Взгляд из зала:
Декорации – три стены из белой бумаги. Кровать, на которой лежит Раскольников. Табурет. На стену проецируется видео – лицо спящего крупным планом. Гости из прошлого будут приходить в сны Родиона Романовича прямо сквозь бумажные стены, оставляя черные дыры разрывов. Все роли, кроме Раскольникова, Свидригайлова и Сони, поделили между собой четыре актера. Вот процентщица, разыгрывая страшную и смешную сценку, комично пригибаясь, бегает по сцене с топором в спине и, наконец, падает и лежит лицом вниз. Когда ее перевернут – она окажется раздавленным Мармеладовым.

Взгляд со сцены:
«Максим Драматкин, который обязательно будет звездой. Матвей Трегубцев, актер театра «Сатирикон». Никита Татаренков, который в «Сибирском цирюльнике» играл одного из юнкеров и потом сыграл Шуру Балаганова в «Золотом теленке». И ваш покорный слуга Виктор Сухоруков. Мы и есть инфернальные силы, которым дано право трансформироваться из женщины в мужчину, из доктора в убийцу... И наша задача – заставить Раскольникова вскричать хоть шепотом, хоть сквозь зубы, хоть сквозь слезы: «Я убил!» (Виктор Сухоруков на пресс-конференции).


Взгляд из зала:
Это не просто сумбурный повтор сюжета из школьной программы. Три персонажа, которым выделили отдельных исполнителей, – настоящие, живые, страдающие, перенесенные прямо из романа. У них все всерьез, но вокруг них разыгрывают фарс, меняя маски, четыре демонических клоуна. И клоуны полностью управляют действием. Это они услужливо подают Свидригайлову револьвер, а Раскольникову – топор. Это они заставят Раскольникова перед покаянием нацепить накладной красный нос-шарик. Это в их исполнении благопристойнейшая Пульхерия Александровна вдруг заливается демонически-радостным, жутким хохотом, а Дуня, кокетливо прикрываясь веером, урезонивает Свидригайлова явно мужским голосом. Ключевые слова для «Снов»: гротеск, чертовщина, абсурд, сон, бред, фарс. И фарс удался!

Взгляд со сцены:
«Вся команда – мужская. Это - чтобы было побольше жути. И переодеваются не ради того, чтобы мужик походил в бабьем платье, у нас переодевание не ради переодевания, а именно ради трансформации, перевоплощения, перевертыша, когда каждый из нас, приходя в одном воплощении, вдруг разворачивается на 360 градусов, и у него уже другая стать, другие требования, другое давление на главного героя…
И только тему любви, тему божьей матери, тему женщины – Соню Мармеладову – играет девушка-актриса, Вера Строкова, студентка «щукинского» училища» (Виктор Сухоруков на пресс-конференции).


Взгляд из зала:
Проститутка Мармеладова говорит с абсолютно «недостоевскими» - современными – интонациями. То ли так задумывалось, то ли так получилось. Ее смирение и самоуничижение передается другим способом – и это одно из самых интересных решений спектакля – свет выстроен так, что Соня иногда сливается с декорациями и оказывается почти прозрачной.

Взгляд со сцены:
«Первый город, где мы покажем этот спектакль после Москвы – это Новосибирск. Хотя, не скрою спектакль вкусовой, на любителя. Не могу сказать, что он скучный, потому что, если бы он был скучный, я бы в нем не участвовал» (Виктор Сухоруков на пресс-конференции).


Взгляд из зала:
Самая раскрученная персона «Снов» - это, конечно, потрясающий Сухоруков. Но, на самом деле, Сергей Колтаков (Свидригайлов), выделенный на сцене светлым пятном белоснежного костюма, перетягивает на себя почти весь спектакль. А его персонажу достается совершенно неожиданное для фарса и гротеска зрительское сочувствие.


Елена Полякова, специально для НГС.РЕЛАКС


читайте также

  • В эфире
  • Популярное
Реклама

Опрос

Вы ходите в театр?