Кинопремьера «Меченосца»: богатырь-мутант из комиксов

Первый российский супергерой стал жертвой амбиций своих создателей

Сама идея создания российского варианта фильма-комикса о мутанте со сверхъестественными способностями, изгое и мстителе, – действительно замечательная и похвальная. Мифологизировать наши реалии и превратить их в такой же антураж для похождений супермена, как и небоскребы, – и вот идет он, блокбастер made in Russia! Окраины, застроенные деревянными двухэтажками, советские пучеглазые автомобили, лестничные пролеты в старых домах, пароходы имени каких-то товарищей, менты и «блатные»… Если добавить зрелищные спецэффекты, то все вместе выглядит очень многообещающе.

Как и полагается комиксу, у «Меченосца» восхитительно бредовый сюжет. Это, кстати, не оценка, а жанровая особенность. Еще в детстве Саша обнаружил, что у него – стоит только чуть-чуть разволноваться – из ладони вырастает длиннющий колюще-режущий предмет. Вначале Саша этой штукой, по поводу которой Фрейду, наверняка нашлось бы, что сказать, портит школьное имущество. Потом переходит к пробиванию дырок в асфальте, вырубке лесопосадок и сбиванию вертолетов в небе. И, конечно, режет в лапшу всех, кто встанет у него на пути.

Корреспонденту НГС.РЕЛАКС как-то раз пришлось читать интервью с Филиппом Янковским (режиссер «Меченосца» - прим. редакции) по поводу премьеры его первого фильма – «В движении». Если кто не видел, – это практически римейк «Сладкой жизни» на современный московский манер – скромненько и без претензии.

В этом интервью Янковский оптимистично заметил, что нет ничего удивительного в том, что его фильм многим не понравился. «Крестный отец» ведь тоже кому-то не нравится. Очевидно, что режиссер, дебютный фильм которого сопоставим с «Крестным отцом», к третьей полнометражной работе должен был достичь невиданных высот и не размениваться на предсказуемые боевики.

В результате, каждый сантиметр пленки перегружен пафосом, отчаянными амбициями и довольно наивными попытками вырваться из комикса куда-то в учебники по истории кинематографа – в параграф «Великие кадры в истории кино». Вот, например, на экране – пригорюнилась простая русская женщина, погруженная в размышления о судьбе разыскиваемого милицией и бандитами сына-мутанта. Прошла минута – а она все еще на экране, сама не двигается и камера не двигается, а ракурс такой интересный, а свет такой загадочный… Нам ведь обещали комикс, а не Тарковского?

С «глубоким смыслом», который всегда предлагают поискать, если фильм скучно и неприятно смотреть, дело тоже обстоит не слишком типично для комикса. Почти во всех историях о мутантах-изгоях зашифрована реально существующая в любом обществе проблема отторжения «иных», не похожих на нас.

Как правило, присутствует стандартное объяснение то ли ненормальности, то ли одаренности героев – плохая экология, засекреченные научные эксперименты и так далее. То есть, мы создали их сами – и теперь не хотим принять.

В «Меченосце» же проблема толерантности подана как-то неубедительно, а причины «ненормальности» вообще не раскрыты. В результате, героя преследуют, скорее, за привычку к быстрому и эффективному самосуду над нехорошими дядями, чем за его физическую непохожесть на других людей. Злой отчим грубо разговаривает с мамой – чик! – и нет отчима. Нашелся блудный отец, не плативший алименты – чик! – и нет папы.

Снято по-азиатски тошнотворно, жестоко и натуралистично. Отцеубийство подразумевает сложную психологическую драму, которую создатели фильма решили не раскрывать – пусть зритель сам додумает, а не додумает, – значит, дурак.

Фильм проваливается с того момента, когда начинает раскручиваться действие и, наконец-то, появляются диалоги. «Ты должен найти его раньше, чем менты. Он так изуродовал моего мальчика», - говорит своему подручному роковая женщина-мафиози Белла. Вообще-то, «Меченосец» так похож на невероятно затянувшийся клип, что даже очень немногочисленные реплики выглядят совершенно излишними и режут ухо редкой фальшивостью и неуклюжестью. Замечательной Чулпан Хаматовой здесь играть совершенно нечего, и с тем же успехом герой мог бы таскать за собой куклу в человеческий рост.

Это один из тех фильмов, на съемочной площадке которых, кажется, каждые пять минут звучал победный крик: «А еще мы умеем вот так!» Вторая по популярности реплика, вероятно, была: «А вот я в одном фильме такую фишку видел, надо бы и нам ее куда-нибудь вставить!» Некоторые придирчивые киноманы любят посетовать на то, что для того чтобы штамповать огромной киномашиной женщин-кошек, мужчин-пауков и других кассовых тварей, вообще не нужен талант. Возможно, «Меченосец» заставит их изменить свое мнение.


Елена Полякова, специально для НГС.РЕЛАКС


читайте также

  • В эфире
  • Популярное
Реклама

Опрос

Вы ходите в театр?