Сокровища академиков (фоторепортаж)

5 полусекретных музеев Новосибирска, в которых можно посмотреть на татуированную мумию, скелеты динозавров, винтажные свадебные наряды и первый компьютер Apple

Обычно горожанин с детства смутно помнит дорогу в художественный музей и в природный и исторический отделы краеведческого музея, а благодаря пиар-буйству музея при крематории, бьющего рекорды посещаемости в Ночь музеев, знает и тамошние гробы. Но помимо известных в Новосибирске, не привлекая к себе лишнего внимания, работают десятки музеев. Они принадлежат различным ведомствам или частным лицам. Некоторые из них — маленькие и узкоспециального интереса, другие внезапно оказываются большими и зрелищными. Далеко не во всякий можно прийти с улицы, но почти везде, если очень хочется, можно попасть, озаботившись организацией и договоренностью заранее. НГС.АФИША побывала в 5 необычных и нераскрученных музеях Новосибирска.

  • В огромном сталинском здании с лепниной и колоннами на ул. Фрунзе расположился Институт систематики и экологии животных СО РАН — обладатель собственного зоологического музея с динозаврами, витринами (в них коллекции чучел, яиц, бабочек, пауков и т.д). На фото: черепа лосей.
  • Скелеты юного тарбозавра и карабкающегося на дерево дейнониха (обладателя огромного когтя на задних ногах, которым он прицельно наносил жертвам смертельные раны) — разумеется, муляжи. Зато рядом с ними разложены настоящий бивень мамонта, разгуливавшего когда-то по территории нынешнего Новосибирска, кости шерстистых носорогов и прочих.
  • Обладатель третьей по величине в России коллекции жесткокрылых, музей при ИСиЭЖ ориентирован на специалистов, поэтому бóльшая часть его экспонатов — тушки животных и птиц, насекомые и т.д. — заперта в бесконечных лабиринтах шкафов.
  • Как попасть? В составе групповой экскурсии (на сайте музея есть телефон для организаторов таковых). В основном музей посещают школьники и студенты естественнонаучной направленности.
  • Музей истории народов Сибири и Дальнего Востока — место, где археологи хранят и выставляют свои находки, — занимает отдельное здание на Золотодолинской (Академгородок). Как попасть? Это самый известный — и публичный — из музеев этого обзора. Прямо на двери музея висит инструктаж: попасть в него можно в составе группы не менее 5 человек, по предварительной договоренности, только в будние дни, стоит это 100 руб. с каждого посетителя (200 руб. — для иностранцев, 50 руб. — пенсионерам и инвалидам, бесплатно — школьникам, студентам, курсантам); любительская фотосъемка — еще 150 руб.
  • …а музей действительно стоит того, чтобы озаботиться устройством похода туда (особенно учитывая, что исторический отдел краеведческого музея сейчас закрыт на ремонт). Он красивый, интересный и современный, со всякими интерактивными планшетами и дружелюбным к простому зеваке оформлением. Экспонаты — орудия труда, оружие и прочие древние гаджеты — распределены по нескольким залам — по эпохам: палеолита, неолита, бронзы, раннего железа, средневековья.
  • Последний зал — самый красочный и расширяющий сознание до почти нелегальных психоделических широт — посвящен культуре коренных народов Сибири и Дальнего Востока (на фото). Плюс быт русского крестьянства XIX века, тоже очень яркий.
  • В зале эпохи раннего железа (IX в. до н.э. – IV в. н.э.), посвященном кочевникам, находится самый знаменитый экспонат музея — мумия татуированного мужчины-воина с длинными волосами. Заведующая музеем Ирина Сальникова называет его ласково «наш мальчик». Раньше в том же зале находилась еще и «девочка» — мумия молодой женщины, которую журналисты прозвали «принцессой Укока», но в 2012 году ее передали Горно-Алтайскому музею.
  • В 10 минутах ходьбы от музея с мумиями и северными божествами, на ул. Правды, находится самый новый, самый маленький и самый личный из музеев этого обзора, да и вообще в городе — интегральный музей-квартира Академгородка. Хозяйка музея Анастасия Безносова-Близнюк — во-первых, образцовый и потомственный носитель местных, городковских ценностей, во-вторых — очень любит старые вещи. Все это в итоге воплотилось в переезд в специально выбранную — на первом этаже, поближе к Морскому проспекту, — квартиру, заполненную этими старыми вещами: и личными, семейными, и приобретенными. Квартира (она же — краеведческий проект) на первый взгляд выглядит обычным обжитым пространством (а здесь хозяева действительно живут), но, сфокусировав взгляд, обнаруживаешь, что гитара в углу — не просто гитара, а часть мини-экспозиции, посвященной выступлению в Академгородке Галича.
  • Анастасия демонстрирует то гардеробную с винтажными платьями и сумочками, то антикварную шкатулку, которую мог видеть Пушкин (во всяком случае у них — у шкатулки и Пушкина — были общие знакомые), то старую советскую кофеварку, — и, смеясь, сравнивает себя с бедуинами, к которым в шатер организованно возят туристов.
  • На фото: свадебное платье 1970-х годов и портреты чьих-то родственников, спасенные с помойки, потому что «ну как их там взять и оставить?».
  • Как попасть? Анастасия принимает (а также водит по Академгородку) экскурсии по договоренности (проект представлен в соцсетях); форма оплаты — free donation (если понравилось, заплатите, сколько хотите).
  • Самый охраняемый музей города — музей Новосибирского завода химконцентратов, просто потому что он находится на территории завода — и чтобы попасть в него, нужно не только войти в состав экскурсионной группы, но и сдать все подозрительное в камеру хранения, получить пропуск и пройти через рамку, — короче, практически как в самолет сесть. Сам музей, посвященный истории завода и немножко российского атома в целом, устроен в здании, где раньше размещалась проходная. Бóльшая часть экспозиции — фотографии работников, руководства, завода, района, газетные вырезки, почетные грамоты и пр.
  • Самое интересное в музее — наглядная техническая часть с образцами, моделями и схемами, демонстрирующая, чем занимался НЗХК с самого своего появления (когда Родине срочно потребовался ядерный щит) и до наших дней. На фото: защитная роба рабочего, мешалкой удаляющего шлак в процессе рафинирования урана в индукционных печах, — так выглядел процесс в середине ХХ века.
  • Основная продукция завода сейчас — тепловыделяющие сборки для реакторов (на фото). А также металлический литий и его соединения (НЗХК — единственное предприятие в России, их выпускающее). В музее выставлена и побочная продукция завода советских времен и 1990-х годов — типа садовых тележек и форм для выпечки.
  • Еще один музей для технически ориентированных умов находится опять же в Академгородке — это Музей науки и техники СО РАН. За сухим названием скрывается обаятельно странное место, где пахнет машинным маслом и дедушкиным гаражом, громоздятся в безумных количествах и странных союзах старые компьютеры, радиолы, фотоаппараты, велосипеды, мотоциклы, игрушки, электронный микроскоп, фотолаборатория и т.д. Сам музей (в лице его смотрителя Николая Покровского, собиравшего свою коллекцию всего на свете 40 лет, а в 2006 году наконец подобравшего для нее форму и место) называет себя «Город Хлам».
  • Как ни странно, в «хламовном» нагромождении, освоившись, нащупываешь внятное ощущение и большой истории (холодной войны, технического прогресса и т.д.), и маленькой, частной, бытовой. Тут каждый, вероятно, найдет для себя забытые, но важные вещи из прошлого — или, наоборот, ранее невиданный предмет восторга. Угловатый первый Mac. Старые фотоаппараты. Позднесоветский военный компьютер для редактирования карт местности для нужд крылатых ракет.
  • …Дурацкая поющая рыба на батарейках. Велосипед с мотором. Радиола, воплощающая в себе все представления 1960-х о гламуре и роскоши. Перфолента в круглой картонке, на которой по-русски написано «Бейсик». Довоенный фотоаппарат (на фото) смотритель музея привез со свалки: «Мне позвонил друг, сказал, что вот такой валяется, я взял вот тут же старый велосипед "Украина", на ночь глядя поехал и притащил на велосипеде эту бандуру сюда».
  • Как попасть? Музей не требует предварительных договоренностей, но работает буквально несколько часов в неделю по средам и пятницам. Формально он относится к Институту истории, но устроен практически на общественных началах. В центре музея громоздится моралистическая инсталляция. «Здесь собраны вещи, которые были когда-то очень красивыми и гордыми собой. Люди на них долго копили. А теперь мы нашли их на помойке».

Елена Полякова
Фото Александра Ощепкова; фото 9–12 — автора

читайте также

  • В эфире
  • Популярное
Реклама

Опрос

Вы ходите в театр?