Кинопремьера: «Отступники» с дыркой в голове

Мартин Скорсезе научил Джека Николсона быть шустрой и вонючей крысой

Мартин Скорсезе сейчас находится в том статусе, когда любой новый фильм режиссера сравнивают с его ранними шедеврами и уничижительно бросают: «Старик уже не тот…» Но, если смотреть «Отступников» - римейк гонконгского боевика «Двойная рокировка» - непредвзято, – они оказываются той самой современной классикой. Получилось жесткое и жестокое, крепко сколоченное, мужское кино.

Скорсезе возвращается к первозданному понятию крутизны героев. Они не рефлексируют – они действуют. Возможно, с другими актерами, вся конструкция сюжета просто рухнула бы из-за полного отсутствия такой привычной для зрителя опоры, как более или менее убедительная мотивация поступков героев. Но ведущая троица безупречна. Мэтт Дэймон убедительно изображает чистенького карьериста с крысиной душонкой. Леонардо Ди Каприо в очередной раз успешно доказывает, что он больше не смазливый подросток с постера в девичьей спальне. По крайней мере, свой излюбленный прием – выражение лица «я, кажется, сейчас буду горько-горько плакать» - он применяет все реже – вместо этого Лео бьет стаканы о головы собеседников.

Лицо фильма – как всегда великолепный – до мурашек по коже – Джек Николсон. Крыс в этом фильме хватает, но герой Николсона Фрэнк Костелло – настоящий крысиный король. Устрашающий, кривляющийся, гротескный, омерзительный, харизматичный. Время от времени, Николсону, похоже, становится тесно в безвкусных и кричащих нарядах крестного отца ирландских отморозков – и он непринужденно переходит в роль самого дьявола, всезнающего и искушающего своим излюбленным афоризмом: «Никто ничего не отдаст добровольно, все нужно брать самому».

«Отступников» стоит смотреть хотя бы ради нескольких секунд, в течение которых Джек Николсон – крупным планом – окончательно перестает быть человеком, изображая «шуструю, вонючую крысу». Не пропустите!

Крутой и жестокий боевик, «Отступники», как ни странно, только выигрывает от отсутствия «психологии». То, что мы так и не узнаем, что у героев на уме, - это, возможно, самое интригующее в «Отступниках» и вполне компенсирует тот факт, что зритель с самого начала знает, кто здесь оборотень в погонах, а кто – наш Володя Шарапов, засланный в банду.

Ничего не меняет даже наличие в сюжете женщины-психоаналитика, которую исправно посещают – и в которую влюблены – оба двойных агента. О чем думал Билли Костиган, когда соглашался на внедрение в банду, подготовкой к которому было тюремное заключение и полная дискредитация «доброго имени», за которое Билли будет отчаянно бороться во второй половине фильма? Тайну Билли знают всего два человека – опасная ситуация, потому что люди, как вы можете заметить при просмотре этого фильма, смертны – внезапно и постоянно.

Поскольку Билли не удосуживается произносить в камеру пространные монологи, в которых он объяснял бы свои действия и свою позицию, мы так и не узнаем, кто он – герой, патриот, очищающий свою страну от «крыс», или маниакально зависимый от риска игрок? Кто играет роль в моменты приступов бешенства Костигана – Ди Каприо играет стремительно слетающего с катушек от необходимости постоянно притворяться агента или сам Костиган расчетливо изображает начинающего гангстера-психопата? Что творится в голове у звезды преступного мира Фрэнка Костелло нам, тем более не расскажут. Все основные персонажи в лучших традициях массовой культуры – яркие, выпуклые и не подверженные особым изменениям по ходу действия.

Почему название фильма российские прокатчики перевели как «Отступники» - непонятно даже, когда выходишь из зала. Оригинальное «The Departed» - «усопшие», «покойники» - практически исчерпывающее.

И герои «Отступников», и сценарист в финале, используют один и тот же способ решения проблем – дырка в голове. А сам финал, в котором воздаяние настигает всех без разбора – откровенно назидательный и символический. Сколько лет прошло со времен банд Нью-Йорка – а Америка до сих пор полна «крыс».


Елена Полякова, специально для RELAX’а


читайте также




  • В эфире
  • Популярное
Реклама

Опрос

Вы ходите в театр?