Фестиваль Sib-Altera: пятый сезон театральной альтернативы

Новосибирск — город театральный: в наличии и соответствующий институт, и «Золотые Маски», и даже главный городской символ — Оперный театр. Но всему свою альтернативу — в ноябре пройдет Пятый международный театральный фестиваль независимых театров и новой драматургии Sib-Altera. Президент фестиваля Виктория Холодова ответила на вопросы об альтернативном театре и альтернативном зрителе.

«Альтернативный театр» — в чем его отличие от «неальтернативного»?

Наш фестиваль представляет не классическое, не традиционное, не академическое искусство, а искусство новое, современное. Театры, которые ищут новые способы взаимоотношения со зрителем, новые пространства, новый театральный язык, новые образы и средства. То есть, говорят эти театры о том же самом, о чем и привычные, «неальтернативные» — о вечных ценностях, но они так это разворачивают, что заставляют нас взглянуть на все по-новому. Один из критериев, по которым мы отбираем театры — в основе спектакля должна лежать свежая и нестандартная идея, очень хорошо, профессионально, творчески реализованная.

Мы привозим в Новосибирск как на фестиваль, так и между фестивалями театры интересные, известные, многие из них обильно титулованы в Европе, являются настоящими звездами европейской сцены. Но в Новосибирске такая история, что если здесь не знают театр, если среди актеров нет лиц, мелькавших в телевизоре, то приходится очень много усилий прикладывать, объясняя зрителю, что это интересно, что это ново, что это свежо. В последние года два мы приобрели достаточный опыт и все больше зрителей, которые «подсели» на Sib-Alter’у, которые ходят на Sib-Alter’у, которые знают, что если Sib-Alterа привозит театр — значит это что-то неожиданное, свежее, интересное, неформатное, с изюминкой.

Этих «подсевших» можно как-то охарактеризовать или классифицировать — кто сегодня зритель альтернативного театра? Изменяется ли аудитория со временем?

Астрономия для насекомых
В нашей зрительской базе сейчас более 2000 человек — в основном это три категории: очень активна молодежь, интеллигенция — учителя, преподаватели вузов, врачи — люди среднего возраста, и в последнее время формируется, так скажем, VIP-группа — люди, для которых важно приобрести лучшие места — в анкетах они как правило не указывают рода занятий, можно лишь предположить по косвенным признакам каким-то, что они занимаются серьёзным бизнесом, банкиры может быть.

Может ли театр в Новосибирске стать шоу-бизнесом — таким как в Европе и США, с присущими бизнесу доходами? И чего сейчас не хватает театру, чтобы «пойти в массы»?

Первые два фестиваля — в 2000 и 2002 годах — проходили при поддержке театра «Старый Дом» и Фонда Сороса, в 2003 уже была первая попытка провести фестиваль на самоокупаемости, но она полностью провалилась. Мы остались в очень больших долгах, с ужасом вспоминаю тот период. В 2004 году, неожиданно для нас, Совет по культуре и искусству и Министерство культуры выделили полмиллиона — эти деньги тогда помогли пройти фестивалю гладко. В идеале, конечно, мы стремимся к самоокупаемости — вот сейчас на нас с афиши Сальвадор Дали смотрит: художник, сделавший свое искусство окупаемым, прибыльным — при жизни, а не как обычно.

Хорошо бы то, что мы сюда привозим, сделать модным, престижным, статусным, интересным настолько, чтобы оно как минимум окупало себя, а возможно и приносило какие-то дивиденды. Сейчас ситуация такая: между фестивалями идут разные проекты — один-два, иногда три в месяц. Один выходит в плюс, два следующих — в минус, причем минус «съедает» все отложенные на проведение фестиваля деньги. То есть, мы постоянно балансируем над пропастью, рискуя сорваться вниз — в первую очередь потому, что актеры привозимых нами театров — не те статусные и раскрученные звезды, которых привык потреблять местный зритель. Но постепенно Sib-Altera приобретает и своих звезд — если театр зарекомендовал себя хорошим спектаклем в Новосибирске, то в следующий раз «сарафанное радио» поспособствуют гораздо большему интересу к этому театру, и выступление пройдет более успешно в финансовом плане. Сейчас такая своеобразная стадия накопления зарекомендовавших себя театров, надеюсь, что года через два-три она пройдет и Sib-Altera выйдет на новый уровень.

Что ждет зрителей нынешней осенью?

В октябре — прощальные гастроли театра «ЧелоВЕК» (из Омска они перебираются жить в Питер и готовятся покорять Европу), а 19-26 ноября — фестиваль, где за неделю девять театров представят девять спектаклей. Один театр уже очень хорошо зарекомендовал себя в городе — «ЧерноеНебоБелое», привезут они новый спектакль «Астрономия для Насекомых». Все остальное — новые для Новосибирска имена.

Luvos, vol.2
Откроется фестиваль спектаклем Центра драматургии и режиссуры Казанцева и Рощина из Москвы «Красной Ниткой». Спектакль интересен тем, что сделан в неожиданном музыкальном формате. В основе — пьеса о российской глубинке — со всеми присущими проблемами, алкоголизмом, но музыка придает совершенно иной вид происходящему. А закроет фестиваль знаменитый клоун-хулиган из Испании Лео Басси. Вячеслав Полунин рассказывал, что условием приезда в Москву Басси поставил взрыв бочки с дерьмом в здании российского Парламента — тогда, правда, этого не состоялось, но Басси все-таки выступил, приведя в восторг публику — восторг этот доходит и до Сибири — с рассказами наших гастролёров, побывавших на том выступлении.

Между этими спектаклями нас ждут «Made in Poland» от польского театра «Mojeska» — спектакль с участием молодого актёра, о котором все польские девушки говорят с придыханием — он играет нонконформиста, поднимающего всех на революцию. Если еще говорить о зарубежных театрах — нас посетят мировые звезды театра танца — спектакль «Luvos, vol.2» от Танцевальной компании Эдитты Браун из Австрии — лица танцоров спрятаны и вся драматичность передается телом, руками, движениями. Хорватский театр «Exit» со спектаклем «Эгомания», построенным в форме презентации сетевой компании «EGO corporation». Интересный спекталь от братьев Носковых из Питера — начинается с «Путешествия...» Лема и перерастает в выяснение отношений между братьями, один из которых может быть известен очень широкой публике как исполнитель роли Никиты в сериале «Кто в доме хозяин?».

Два моноспектакля от петербуржцев Алексея Девотченко и Светланы Михайловой — «Концерт Саши Черного для фортепиано с артистом» и «Концерт по заявкам» — в первом поэзия в сочетании с классической музыкой приобретает неожиданную актуальность, а во втором показан последний час жизни женщины перед самоубийством — она не произносит ни слова, единственным звуковым сопровождением является музыка из репродуктора — как раз концерт по заявкам. Еще мы планируем сделать Sib-Alter’у детям — два детских спектакля: моноспектакль Петра Зубарева «Иваново детство» и «Шутки Пьеро» театра «Люди и Куклы» из Минска.


Артем Лоскутов, специально для RELAX’a



Комментариев нет0

Добавить комментарий

читайте также

  • В эфире
  • Популярное
Реклама

Опрос

Вы ходите в театр?