Кинопремьера: «Башни-близнецы» - репортаж из ада

Одиннадцатого сентября 2001 года мир стал другим и в этом новом мире даже кадры с башнями-близнецами спешно вырезались из фильмов, готовившихся к прокату. Но все знали, что пройдет немного времени и историю атаки на Америку начнут экранизировать снова и снова. Со спецэффектами и кассовыми звездами. С обвинениями в цинизме. С большими сборами в кинотеатрах.

Новый фильм Оливера Стоуна о событиях одиннадцатого сентября открывается кадрами Нью-Йорка ранним утром. Представьте себе человека, изо дня в день едущего на работу по одному и тому же маршруту. Мы видим город его глазами, а он одинаково равнодушно смотрит и на знаменитые «открыточные» виды, и на проезжающие мимо грузовики. Мусор, ветер, резкие сигналы машин. Копы выходят на службу, проталкиваются через поток нью-йоркцев, спешащих на работу, лениво переругиваются с бомжами. Судя по всему, ничего важнее поисков сбежавшей из дома девочки, стражам порядка сегодня не предстоит. И вдруг… «Вы слышали про Пентагон? По нему тоже шарахнули! А Израиль? Стерт с лица Земли!»

Головокружительных спецэффектов в «Башнях-близнецах» нет. Эпизод, в котором самолет врезается в Северную башню, создатели фильма не стали превращать в зрелище. Скользнувшая по стене здания тень самолета – кажется, он летит слишком низко? Сильный удар, от которого вздрогнули стены. И все. Дальше будет то, чего и ожидали от «Башен-близнецов» - полный «эффект присутствия» внутри распадающегося, как карточный домик, небоскреба, дым, паника, грохот… Но почти сразу наступает тишина. Спустившиеся в подземную часть Всемирного торгового центра, чтобы начать оттуда спасательную операцию, полицейские оказываются погребенными заживо под рухнувшей башней. Герои, которые так и не успели никого спасти: молчаливый Джон Маклахин (Николас Кейдж) и болтливый Уилл Химено (Майкл Пенья). Они не видят друг друга, зато могут переговариваться. Они придавлены обломками и практически не могут и пальцем пошевельнуть – от них остались только «говорящие головы» - и это похоже на чудовищную иронию в адрес телевидения.

Примерно одна пятая происходящего на экране – лица героев крупным планом выступающие из темноты (точнее, не лица, а облепленные пылью и искаженные болью маски). Время тянется бесконечно, камера медленно обозревает пустоты внутри завалов, искореженные конструкции, местами подсвеченные пожаром – хаотический и абсурдный интерьер ночного кошмара. Наверное, именно так выглядит ад.

От режиссера «Башен» Оливера Стоуна можно было ожидать радикального и бескомпромиссного взгляда на произошедшее. О том, что последствия гораздо серьезнее, чем сама трагедия, а правительство использует ее в своих целях, режиссер заявил в недавнем интервью «Newsweek» - но, похоже, все соображения режиссера остались за кадром. Ни единого намека на то, что в гибели почти трех тысяч человек повинна внешняя политика США, ни единого выпада в сторону нелюбимого Стоуном президента Буша. Так что, у многих зрителей и критиков найдется масса поводов обвинить новый фильм Стоуна в беззубости и политкорректности.

Другие, возможно, оценят то, что первый фильм такого масштаба, посвященный нью-йоркской трагедии – это фильм о простых людях, а не о политике. Одни персонажи в ожидании телефонного звонка сидят перед телевизорами, пытаясь разглядеть на кадрах с места трагедии своих родных. Другие – пожарные, спасатели, полицейские – делают свою работу. Третьи – остались под завалами. И все они плохо понимают, что вообще происходит и вряд ли их хотя бы капельку волнует политика, президент Буш и место США в современном мире.

Ближе к концу фильма зрители могут заметить вопиющий факт «голливудскости» и «блокбастерности». На развалины WTC уверенным шагом вступает классический киногерой. Дэйв, бывший морской пехотинец, увидев по телевизору новости, осознает, что сам Бог призывает его помочь людям, и, спешно побрив голову, натягивает на себя свою старую форму. Пробравшись через полицейский кордон (завалы разбирать еще опасно), он идет по обломкам, выкрикивая: «Это морская пехота США! Отзовитесь, если вы меня слышите!» Навязший в зубах штамп? Нет, это – настоящая история добровольца, работавшего на месте трагедии. Такая же реальная, как и истории полицейских Джона Маклахина и Уилла Химено, которые легли в основу фильма.

Те, кто уже морально готов смотреть экранизацию американской трагедии как любой другой фильм-катастрофу, наверное, хотят знать – так все-таки страшный фильм? Очень страшный.


Елена Полякова, специально для RELAX’а




Комментариев нет0

Добавить комментарий

читайте также

  • В эфире
  • Популярное
Реклама

Опрос

Вы ходите в театр?