[Книги по пятницам] «Чучхе» Гарроса–Евдокимова: Топ-менеджеры в крови

Рижский дуэт Гаррос–Евдокимов впервые оказался на слуху, когда их первый роман «[голово]ломка» получил премию «Национальный бестселлер». Собственно бестселлером роман так и не стал, однако тем, кто прочитал его, в голову накрепко втемяшилась кровавая история о скромном банковском клерке Вадиме Аплетаеве, который пристрелил более десятка банкиров, менеджеров, бандитов и маргиналов. Уничтожил всех. Без последующего наказания. И с чувством глубокого удовлетворения. «Чучхе», новый сборник Гарроса–Евдокимова, пронизан той же ненавистью и тем же беспросветным адским весельем. Нет сомнений, что из всего нынешнего поколения 30-летних именно эта парочка улыбчивых психопатов пишет прозу самую жесткую и яркую, самую злободневную, полностью лишенную либеральных соплей и псевдоинтеллектуального выпендрежа.

Титульная повесть «Чучхе» написана рубленым, простым до примитивности (хороший редактор писателям бы не помешал), но бойким слогом. Ее главные герои – шестеро молодых выпускников элитной школы, которая существовала на деньги нефтяного олигарха Горбовского (читай Ходорковского, Березовского, Абрамовича и проч.), а затем была разогнана после его ареста и последующего бегства из России. Большинство из ребят добились выского положения в обществе: политтехнолог, лидер оппозиционной партии, топ-менеджер крупной корпорации, продюсер реалити-шоу, крупный коммерсант – все они «юберменши» (сверхчеловеки) новой формации, твердо уверенные в своем успехе. И вот, приходит письмо: все их одноклассники погибли при странных обстоятельствах, теперь на очереди они. Начинается тотальная паранойя. Чтобы выжить каждый начинает натравливать одного на другого. Каждый играет за себя и против всех.

Жизнь в современной России – бесконечная игра в Quake. Чем выше уровень, тем больше монстров. Монстры на экране монитора, монстры в правительстве, монстры на улице. Виртуальность и реальность неотличимы. Грустные шутки Пелевина кончились – наступил ад!

Гаррос и Евдокимов намеренно упрощают задачу, облекая до боли искренний крик поколения в текст бульварного, хоть и головоломного триллера – «Десяти негритят» и «Сердца ангела». В их произведениях нет места ноющему и забитому интеллигенту – главному герою русской литературы последнего полувека. Гаррос–Евдокимов не предлагают выхода, но и не зарывают головы в песок. Политически они не ангажированы, ни к каким партиям не принадлежат. В их руках лишь бумажно-виртуальная сводка новостей и виртуальный, но отнюдь не безобидный пистолет.

Герой Гарроса–Евдокимова – средний человек, обычный человек, менеджер, неспособный собрать воедино головоломку окружающей реальности. От разговоров о толерантности и гуманизме его тошнит, корпорации превращают его в зомби. Можно наплевать на все и коллекционировать жидкокристаллические зубочистки со стразами и быть мертвым, но изысканнейшим дэнди, можно уйти на суперсложный альпинистский маршрут. Но это не спасает: гнетущая, одинаковая пустота везде и во всем ведет к убийству, самоубийству. Виртуальному, реальному, любому.

Принципиальное отличие Гарроса–Евдокимова от других отечественных писателей кроется в том, что, описывая российские реалии, они принципиально отказываются от русской литературной традиции. Истоки их текстов – в американской брутальном кинематографе и литературе.

«Американский психопат» Брета Истона Эллиса, «Сердце Ангела» Алана Паркера, «Бойцовский клуб» Чака Паланика и Дэвида Финчера – мотивы, сюжетные ходы и образы этих фильмов и книг кочуют у Гарроса–Евдокимова из романа в роман. Плюс извечная любовь-ненависть (не мудрено – отцы и дети) к идеологии братьев Стругацких.

Все три повести, собранные под одной обложкой «Чучхе» – объединены одной темой, одним и тем же приемом-обманкой. Раскрывать карты не имеет смысла – читатель сам проследит за детективной интригой и сделает выводы. Добавлю одно: каждый менеджер сможет явственно почувствовать вкус чучхе – бесценного плода глубокой, многогранной идейно-теоретической деятельности товарища Ким Ир Сена.

P.S.

«Как учит товарищ Ким Ир Сен, идеи чучхе базируются на философском принципе, гласящем, что человек – хозяин всего, что он решает все. Идеи чучхе, рассматривая коренной вопрос философии, превыше всего ставят человека. Они освещают философский принцип, что человек – властелин мира и хозяин своей судьбы, а слова «человек решает все» означают, что он играет решающую роль в преобразовании мира и решении своей судьбы» (Ким Чен Ир, «Об идеях чучхе»).



Владимир Иткин, специально для RELAX’a




Комментариев нет0

Добавить комментарий

читайте также

  • В эфире
  • Популярное
Реклама

Опрос

Вы ходите в театр?