Выставка Теему Мяки: фотохудожник в поисках врага

''Сам против Себя'' (''Be Your Enemy'') — название открывшейся в Художественном музее фотовыставки одного из самых известных и радикальных современных художников Финляндии — Теему Мяки — его не обходят ни гранты, ни запреты цензоров.

В состав выставки вошли работы, созданные в ходе серии мастерских, проведённых в Финляндии и России для фотографов и студентов художественных специальностей. Первый воркшоп проекта состоялся летом 2003 года в Хельсинки, а в августе 2005 года мастерская прошла в Петербурге. Таким образом, выставка объединяет и противопоставляет работы, произведённые в двух разных культурных средах.

Задание, выданное художником и финским, и российским ученикам, звучало одинаково просто — сделать три автопортрета: на первом стать своим идолом, на втором — остаться ''повседневным'', и на третьем стать своим врагом. В помощь авторской фантазии были предоставлены профессиональные гримеры и костюмеры, а также собственно фотографы, которые должны были запечатлеть на пленку преображения героев (в некоторых случаях за камерой стоял сам Теему). Результатом стали десятки триптихов — внушительного размера цветные отпечатки на алюминии: слева — идол, справа — враг, а между ''суперэго'' и ''оно'' — образ автора, ''нейтральное состояние'', абсолютно невозможное быть нейтральным с такими ''соседями''.

Теему Мяки: ''Для нас было очень важно понять ценностную ориентацию детей и молодежи, принадлежащих к культурам двух стран. И оказалось, что эти культурные различия вовсе не так уж велики. Взрослым участникам проекта, мыслящим в основном абстрактно, было порою сложно воплотить свои идеи. Детям же, больше готовым к ролевым играм, удавалось легко найти путь осуществления своего замысла. Интересно отметить, что у детей до десяти лет нет чёткого представления о враге. Для них враг — тот, кто вызывает страх, как в работе Александры Персиваль''.

А страх у совсем юной Александры вызывает и чёрное чудовище справа, и белая балерина слева — если верить подписям, одинаково гласящим ''Мой Враг''. Выглядит очень по-взрослому, хотя может оказаться всего лишь ошибкой: не зря сам создатель проекта через слово повторял в своей речи, что ''порой совсем непонятно, где тут у нас наклеечка «враг», а где «идол» должна висеть''. Ещё об одной ошибке-провокации, но уже более уверенно, можно предположить, рассматривая девушку, пристально глядящую в объектив: слева она на фоне флага РСФСР изображает преданного работника советской милиции, справа — хиппи в рваных джинсах, о чём-то задумавшись, сидит на асфальте. Где здесь враг, а где кумир — казалось бы очевидно, но подписи уверяют об обратном: ''враг'' — хиппи, страж порядка — ''идол''.

Сам Теему предстал в образе совсем не выглядящего на свои 39 бритоголового парня с обнажённым торсом — ''гол как сокол'' — с американским президентом в качестве врага и восточной танцовщицей в роли идола.

Желание сменить пол выразил и Джоэл Розенберг, не представляющий себя в уверенном комсомольском строю. Свадебная фата — идеал совсем юных участниц, тот, кто постарше хочет стать клоуном или просто попасть на берег моря. Но только не быть монашкой, Христом, фашистом или безропотным соглашателем.

Почти на выходе — мальчик-геймер, видящий себя никак не ботаником, а Маленьким Принцем Антуана де Сент-Экзюпери, когда-то определившим замысел авторов выставки: ''...Во мне есть некто, с кем я борюсь, чтобы расти''.

В последний день лета Новосибирск стал финальной точкой тура ''Самого против Себя'' по городам России, а выставка финского художника помимо мощного пролога, стартующего 12 сентября ''Арт-Новосибирска'', ещё и индикатором ценностей, поводом разобраться в собственных стереотипах и идеалах.

Артём Лоскутов, специально для RELAX’а

Комментариев нет0

Добавить комментарий

читайте также

  • В эфире
  • Популярное
Реклама

Опрос

Вы ходите в театр?