«Встречи в Сибири»: мифическая реальность

Первые кинофильмы были документальными — тогда у зрителя ещё не было требований к остроте сюжета и зрелищности спецэффектов, внимание захватывала просто ''ожившая'' картинка. Сейчас, спустя 110 лет после исторического прибытия поезда в парижское кафе — снимает ли кто-нибудь документальное кино, а если да, то о чём, и есть ли у этих фильмов зритель?

Как показывает завершившийся накануне фестиваль ''Встречи в Сибири'' — документальное кино живёт, и снимают его по всему миру (в программе фестиваля были представлены фильмы из США, Европы и Китая), в том числе и в России, и даже в Новосибирске. И снимают немало — фестиваль ежегодный и уже девятый по счёту.

Самый популярный и любимый жанр — фильмы о животных — представлен не был. Зато набирающий обороты ''mocumentary'' — псевдодокументалистика, когда вымысел авторов подкрепляется фальшивыми ''архивными'' съёмками и никогда не существовавшими документами (например, захлестнувшие телевидение ''исторические расследования'') — воплотил в жизнь Алексей Федорченко в фильме ''Первые на Луне''. Фильм о мифическом полёте советских людей на Луну на 30 лет раньше, чем это сделали американцы — одна из интереснейших работ в кино за последнее время, получившая приз на Венецианском фестивале.

"Вне времени"
Многие зрители (как и жюри международных фестивалей) отметили восторженными отзывами болгарский фильм ''Георгий и Бабочки'' — полный оптимизма, шизофреников и сострадания истории директора психбольницы, в течение 15 лет пытающегося справиться с нехваткой финансирования. Его мечта — организовать ферму, где пациенты смогли бы выращивать улиток, страусов, фазанов, производить шёлковые нити и соевый хлеб.

Или швейцарский фильм ''Вне Времени'' — история двух безработных, 50-летней Роланды и 24-летнего Жерома, участвующих в реабилитационной программе. У себя на родине они чувствуют себя неудачниками и отправляются на стажировку в Петербург, где шоковая терапия российских реалий закаляет их и заставляет по-новому взглянуть на свою жизнь.

Питерский фильм ''Яптик-Хэсе'', повествующий о буднях ненецкой семьи Яптик, живущей на полуострове Ямал в абсолютной автономии от каких-либо признаков цивилизации. Картина расслабляет и отрывает зрителя от реальности, к жестокости которой тут же возвращает сербский ''Пунам'': фильм о непальских детях, вынужденных работать на каменоломне, на производстве кирпичей, из-за отсутствия 1,5 долларов в месяц на оплату школы. Их ''взрослые'' размышления и мечты о будущем развеивают все сомнения: этот мир сходит с ума.

Основа фестиваля — документальные фильмы, заслужившие признание на международных и отечественных фестивалях. Но с этого года в программе присутствовали и мультипликационные, и короткометражные игровые фильмы: ''взрослые'' казахстанские и студенческие сибирские (Омск, Кемерово, Новосибирск), но, как резюмировала директор фестиваля Элла Давлетшина: ''Студент, например, консерватории — он уже профессионал, и от него мы ждём профессионального исполнения. Поэтому и студенты кинематографических вузов не должны рассчитывать на какую-то скидку — всему нужно учиться, и искусству делать кино в том числе''. Кстати, специально для таких студентов (а также всех желающих) в рамках фестиваля были организованы ежедневные мастер-классы.

"Яптик-Хэсе"
Ещё одно нововведение — вечерние показы стали платными. Организаторы объяснили это переполненными залами. И это действительно так, но, пожалуй, лучшим решением стал бы поиск более вместительного помещения, чем 100-местный ''Звёздный'' зал ''Планеты Кино''. С каждым годом фестиваль разрастается, количество фильмов неизбежно переходит в качество, и доступ к этому качеству должен быть посвободней.

Артём Лоскутов, специально для RELAX’а

Фото: http://www.docfest.ru/RU/program_ru.htm

Комментариев нет0

Добавить комментарий

читайте также

  • В эфире
  • Популярное
Реклама

Опрос

Вы ходите в театр?