«Тинтин»: приключения накрывают с головой

Два гения зрелищ и спецэффектов объединились, чтобы снять фильм о похождениях журналиста и фокстерьера

Стивен Спилберг планировал снять этот фильм еще тогда, когда большую часть посетителей нынешних кинотеатров не планировали их собственные родители. И вот технологии, наконец, дозрели до «Приключений Тинтина»: с арабскими шейхами, пиратскими сокровищами, авиакатастрофами в пустыне, пьяными матросами — и сатирически наивной Европой. Очевиднее всего сравнить «Приключения Тинтина» с «Индианой Джонсом» — только без любовных похождений и пригодным для младшего школьного возраста.

Справка: «Приключения Тинтина: тайна единорога» (The Adventures of Tintin: The Secret of the Unicorn; США, 2011) — экранизация культовых в Европе комиксов бельгийца Эрже, выходивших с конца 1930-х годов. Герой — юный репортер Тинтин — стал обладателем ключа к пиратской тайне; вместе со своим псом Снежком похищен и плывет на борту бунтующего корабля в Северную Африку. Фильм снят в технологии motion capture. Режиссер — Стивен Спилберг («Парк юрского периода», сериал про Индиану Джонса). Продюсер — Питер Джексон («Властелин колец»). Бюджет — 135 млн долларов. 107 мин.

«Приключения Тинтина» — комиксы, которые бельгийский художник Эрже начал рисовать в 1930-е годы — и рисовал до 1970-х годов. Ровесник советских пионеров-героев, Тинтин был таким же, как они — румяным человеком без свойств. Без страха, без упрека, без тараканов в голове, без подруг, без семьи, без возраста и с точкой, точкой, запятой — вместо лица. Зато у Тинтина есть смешной чубчик, собака и жажда приключений, которая гоняет его по миру, как раз наоборот злободневному в деталях. В любом случае «Приключения Тинтина» — один из самых популярных европейских опытов в жанре «много картинок, мало букв» (в США известен не больше, чем в России). В одном из первых выпусков — в наэлектризованные 1930-е годы — Тинтин, кстати, удирал от агентов ОГПУ (предшественник КГБ) в стране Советов. Любопытно было бы увидеть экранизацию этого выпуска сегодня. И некоторый шанс есть — потому что первый фильм Стивена Спилберга и Питера Джексона (бельгийское чтиво обожающих — Спилберг озаботился правами и экранизацией аж в 1983 году) сделан с замахом на франшизу.

Тинтин — очень юный, но страшно знаменитый в своем уютном сонном Брюсселе репортер. Во время воскресной беззаботной прогулки с собакой Снежком (а собака — прямо-таки специально выведенной для приключений, идеальной для них породы — фокстерьер) Тинтин, разинув рот от восторга, покупает на блошином рынке кораблик — модель парусника «Единорог».

Три мачты, две палубы, пятьдесят пушек. Игрушку тут же пытаются перекупить какие-то странные типы. Потом на дверной коврик Тинтина валится изрешеченный пулями толстяк в плаще, усах и шляпе; сразу после этого квартиру репортера грабят. И, наконец, его самого похищают и швыряют в трюм корабля «Карабуджан», захваченного взбунтовавшейся командой, идущего на всех парах в Северную Африку. Одно утешение — его Снежок с ним. Кораблем — пока капитан мертвецки пьян — рулит тощий тип с бородкой клинышком: на вид — советский интеллигент (по комиксам его, кстати, зовут Иван Иванович Сахарин), по ухваткам — чистый бандит с большой дороги.

Дальше Тинтин будет гореть в огне и тонуть в море. Самостоятельно сажать угнанный гидросамолет («Я умею, я ж брал интервью у летчика») и гоняться на мотоцикле за уносящей в клюве секретных документ и вообще оказавшейся большой стервой птичкой.

И главное — раскрывать тайну века: шифр, нетвердым моряцким почерком начирканный на бумажках, спрятанных в расплывшихся по континентам моделям «Единорога». Все это нужно Тинтину потому, что вроде наклевывается неплохой материал для статьи.

— Будь осторожен, он стал чутко спать после того, как лишился век, — предупреждает капитан Тинтина, пробирающегося между храпящими матросами-бунтовщиками.
— Век?
— Да, незабываемая была партийка в покер.


Снят «Тинтин» в технологии motion capture — то есть оцифровки живых актеров для их превращения в мультяшек. За главного злодея гримасничает Дэниел Крейг, за пьющего капитана — артист Энди Серкис, изображавший во «Властелине колец» Горлума, за идиотов-полицейских, этаких усатых Эркюлей Пуаро, которых уронили в детстве, — британский дуэт комиков Ник Фрост и Саймон Пегг. И вокруг них нарисован в чудно изобретательных подробностях мир: от безвредной Бельгии до — через моря и пустыню — восточного базара Северной Африки.

Немолодым режиссерам свойственно впадать в чудаковатость, занудство или — случается — изощренную и неприятную возрастную похотливость. Стивен Спилберг же (судя и по «Тинтину», и по прошлогоднему «Супер 8») впал в детство самом лучшем, медицине почти неизвестном, смысле слова.

«Тинтин», конечно, — детское питание. Герой прост, как погремушка; льется жидкая кашица риторических вопросов, которые герой отрыгивает ежеминутно («Секретный шифр! Наверное, он означает что-то секретное! Что же он может означать?»). При том кино могло бы быть и немым — настолько оно выпуклое, выразительное и убедительное (при всей его игрушечной стилизованности). Как и все, что сейчас делает Спилберг, — в лучшем смысле слова, ностальгически, нежно, старомодно. Вот и репортер в поисках приключений нынче такая же устаревшая профессия, как пират.

Но пока свет выключен и на носу 3D-очки — превращаешься в такое же существо, как Тинтин: наивное, без возраста и цинизма и с неутолимой жаждой приключений, — и эти приключения накрывают с головой.

Кстати, пренебрегать 3D-версией не стоит. Потому что кино действительно полно чудес на виражах. Причем это не тупая зрелищность, бьющая отбойным молотком в лоб, а изобретательность режиссера, который некогда напугал весь мир почти отсутствующей в кадре резиновой акулой — а нынче орудует технологиями, которые в то время показались бы секретными достижениями из далекой галактики.


Елена Полякова
Кадры из фильма — kinopoisk.ru

читайте также

  • В эфире
  • Популярное
Реклама