«Платья за 130»: нескромность украшает

Три молодые актрисы устроили в Новосибирске отвязное кабаре, в котором публика теряет чувство реальности и попадает во французское кино

  • Видео
  • Фото
  • 2014-08-28
    The Tiger Lillies и «Платья за 130» — «The crack of doom»
    The Tiger Lillies и «Платья за 130» — «The crack of doom»

В пятницу в кабаре-кафе «Бродячая собака» по случаю 8-летия заведения выступала группа «Платья за 130», устраивающая на сцене то самое, заявленное в названии «кабаре». Словосочетание «новосибирская группа» обычно взметывает в душе легкое уныние. Но есть исключения, и «Платья за 130» — маленькая местная сенсация, симпатичное и голосистое девичье трио со смешными ретронарядами и песенками про коварство и любовь — как раз одно из них.

«Платья за 130» появились в новосибирской культурной жизни (той ее части, которая протекает в маленьких богемных заведениях типа «Бродячей собаки» или «Кардамона») полтора года назад. Репутация девиц безупречна — за это время я не слышала и не читала о них, кажется, ни одного кислого отзыва. Вот и сегодня вечером «Бродячая собака» полна (по оценке на глаз ее директора Юрия Евдокимова, примерно треть из полутора сотен в зале — фанаты, не пропускающие ни одного выхода «Платьев» в люди). Две элегантные блондинки рядом со мной — мать и дочь-старшеклассница — говорят, что пришли на «зажигательных девочек» уже в четвертый раз. Тут как раз «зажигательные девочки» и выходят, в матросках и бриджах, — и начинают с размашистым артистизмом выпевать и вытанцовывать известные и не очень песни.

Начинают с музыкального мяуканья о девичье-кошачьем коварстве Demon Kitty Rag норвежской группы Katzenjammer — с припевом «Я буду твоим ночным кошмаром». С Katzenjammer, кстати, «Платья» чаще всего и сравнивают, — а они, рассказывая об этом в интервью, путаются в том, как произносится мудреное немецкое слово. И это на самом деле мило — сразу становится ясно, что «Платья» — не вымученная интеллектуальная искусственная конструкция и не хипстеры, пытающиеся жить на Манхэттене, не покидая Заельцовский район, а совершенно естественное образование.

Дальше поют «Ему не нужна американская жена» — хит группы «Колибри», получивший широкую известность после мюзикла «Стиляги» (он, кстати, вообще часто вспоминается). Потом — «Гагарин, я вас любила» группы «Ундервуд» — и его «Платья» превращают в то, чем он и должен быть, когда его поют не ироничные юноши, а девушки, — в истерику. «Уличный вальс» про сироток группы Billy’s Band, «The Crack of Doom» группы The Tiger Lillies и так далее, и тому подобное.

Девушки то чуть не плачут, то хором хрюкают («нас пытались научить свингу, но у нас получаются только свинки»).

А в промежутках между песнями — любовно дразнят музыкантов. Музыкантов пятеро, и самый заметный из них — басист с шахтерским фонарем на лбу, бутафорским гитлеровским моноусом и болтающимся на басу брелоком неприличной формы. Остальные — скромны и как-то прячутся в темных уголках крошечной «собачьей» сцены, когда очередная из «Платьев» торжествующе объявляет что-то вроде: «В кабаре обязательно должна быть блондинка с длинными ногами! И это — наш барабанщик!».

И это действительно кабаре, но без порочной темноты, которая обычно ассоциируется с жанром, а солнечное, и коленки в нем голые не по-будуарному, а так, как будто вокруг пляж и пионерлагерь.

Подогрев зал, «Платья» переходят к собственным песням: «Сиди на попе», «Страшная баба тоже хочет любить» и, конечно, про проблему принцев:

Принц на белом коне
вновь повстречался мне.
С ним я готова была съесть пуд соли,
только потом поняла — алкоголик.


Песня про неизменную негодность принцев (алкоголиков, игроманов и бабников) завершается нежным и торжественным: «На километрах русской земли не переводятся богатыри». Вообще-то, свои собственные песни у «Платьев» завелись недавно (и их только три). Вначале они пели только каверы — когда появились в начале 2013 года с легендой о том, что группа — это три наивные девушки из европейского Литмихштейна, которые заблудились в поисках пропавшей курицы, наскитались по разным странам, нахватавшись там песен и в итоге забрели к нам. В доказательство того, что это не выдумка, в конце выступлений демонстрировали наконец-то нашедшуюся, хотя и слегка обескураженную живую курицу — какие доказательства могут еще быть?

Если все-таки не признавать государство Литмихштейн, то все три певицы — выпускницы театрального института, работающие в местных театрах. Стриженная под лохматого мальчика блондинка с алыми губами Марина Кондратьева — в «Глобусе», самая экспрессивная из «Платьев» Екатерина Жирова недавно перешла из НГДТ в «Красный факел» (ее можно видеть в «Невольницах»), а Анна Морозова, выглядящая как кокетливая школьница, — режиссер, и в прошлом году поставила на сцене НГДТ булгаковский «Морфий». Как рассказывает Анна Морозова, «просто хотелось попеть каверы, но не заезженные, которые поют по всем кабакам, а чтобы было похоже на репертуар из мультика «Трио из Бельвилля», и, собственно, первая песня оттуда и была».

Получается, что «Платья» появились из хорошего мультфильма — это, в общем, многое объясняет.

Название коллектива, по свидетельству артисток, родилось в спешке перед первым выступлением: нужны были сценические костюмы, а «все было потрачено на прохладительные напитки и купальники, в итоге на распродаже приобрели три трикотажных изделия за 130 рублей». В следующие 1,5 года «Платья» играли преимущественно в «Бродячей собаке», добавили к программе иностранных каверов (около 20 шлягеров) русскоязычные (примерно столько же) и, наконец, 3 собственных песни.

В ноябре 2013 года девушки внезапно вышли на сцену к гастролирующим в «Бродячей собаке» культовым британцам The Tiger Lillies и вместе с ними объявили — песней «The Crack of Doom» — что как бы блистательно ни выглядело будущее, Судный день грядет — и скоро. «Еще до этого директор «Собаки» им написал, что есть девочки, которые поют их песни, наше видео выложили на их странице в «фейсбуке», — рассказывает Анна Морозова. — А потом они приехали в Новосибирск — и спросили: «А где эти девчонки?». Мы все были в разных местах, без костюмов, за час собрались и приехали с ними выступить».

Есть, кстати, такая проблема у новосибирцев: что показать тем, кто приехал в Новосибирск? Если эта проблема совпадет с концертом фонтанирующих бешеной энергией (которую видео передает примерно на одну десятую) «Платьев» — их нужно обязательно показать, пояснив: «Вот здесь есть одна модная сейчас группа», — и унылым город гость уже точно не сочтет.


Елена Полякова
Фото автора (1, 2), Анны Золотовой (3)
Видео Анны Золотовой

читайте также

  • В эфире
  • Популярное
Реклама

Опрос

Вы ходите в театр?