Сальвадорище: двойной кошмар (фоторепортаж)

В Новосибирск привезли две эпатажные выставки испанского сюрреалиста Дали

В Новосибирске, городе скупом на громкие арт-события, одновременно проходят две выставки Сальвадора Дали. В художественный музей привезли серию цветных ксилографий испанского сюрреалиста, иллюстрирующих «Божественную комедию» Данте, а краеведческий музей показывает серию литографий «Священное Писание» — иллюстрации к Библии, выполненные художником по заказу итальянского миллиардера Джузеппе Альбаретто в 1960-х годах. Мода на Дали, одного из самых тиражированных в масскульте художника, известного также изобретением логотипа для компании «Чупа-чупс», не стихает. Работы Сальвадора Дали, который входит в десятку самых продаваемых художников мира, новосибирцы видят уже четвертый раз.

Справка: Сальвадор Дали (1904–1989) — испанский художник-сюрреалист. Увлекался идеями кубистов и дадаистов, вдохновлялся живописью Ренессанса, однако не переставал экспериментировать, стремясь создать свой собственный стиль. Среди характерных образов-символов Дали — костыли, морской еж, выдвижные ящики, улитка, муравьи, слоны, ангелы, яйцо и расплавленные часы. Помимо живописи художник занимался литературой, кинематографом, фотографией и дизайном, а также снимался в рекламе. Сегодня работы Дали — одни из самых дорогих и продаваемых в мире.

  • Поразителен уже сам факт того, что скандальный сюрреалист, обожавший откровенные провокации, взялся иллюстрировать Библию. На этой картине, напоминающей известную работу Дюрера, змей-искуситель — в образе женщины.
  • Библия Дали — совсем не те канонические образы, к которым мы привыкли. Они полны экспрессии и противоречий. Например, Моисей, сошедший с горы Синай, выглядит немного инфернально в ореоле Божественного сияния.
  • «Такого Дали зрители еще не видели. Многим трудно разобраться в работах — не все читали Библию», — делится музейный смотритель Людмила Глухарева.
  • Параллельно с официальными экскурсиями возникают спонтанные зрительские дискуссии.
  • Таким Дали увидел нашествие саранчи — одну из казней египетских. Мускулистые, филигранно прописанные ноги насекомого, как и общий антропоморфный образ, — ироничное переосмысление грозного библейского пафоса.
  • Многие женские образы, кажется, навеяны работами мастеров Возрождения и напоминают карандашные наброски «Венеры» Боттичелли.
  • Изображение царя Артаксеркса, сквозь которое проглядывает образ Эсфири, словно намеренно отсылает зрителя к известному автопортрету да Винчи, только в профиль.
  • Интересно, что этот портрет Авраама в суровом ветхозаветном стиле напоминает предыдущий профиль, но виден только черный абрис.
  • Темы грехопадения и дьявольские черты Дали неизменно изображает с помощью всполохов коричневой краски, напоминающей языки бушующего темного пламени.
  • Точно в таких же коричнево-пламенных тонах, как Сатана, изображен и Иуда — на фоне зарисовки Тайной вечери.
  • По мнению многих посетителей, обсуждавших эту работу, Навуходоносор напоминает персонажа «Пиратов Карибского моря».
  • Сквозь отдельные мазки золотой и лазоревой красок виднеется четко выписанный божественный профиль — будто из древних фолиантов. Золотой цвет — один из любимейших у Дали. «Меня всегда завораживало золото», — признавался он.
  • Эта работа заметно выбивается из общего стиля серии, напоминая старинную, почерневшую от времени византийскую икону. Аскетичную и суровую. Возможно, напрасно 15-летнего Сальвадора выгнали из монашеской школы за непристойное поведение.
  • Пророка Илию на этой литографии можно найти немного жеманным.
  • Ветхозаветный Бог в видении Дали — неопределенное величественное облако. «Думаю, мне ничем не легче было родиться, чем Творцу — создать Вселенную. По крайней мере, он потом отдыхал, а на меня обрушились все краски мира», — говорил художник.
  • Христа же Дали изображает чуть менее условно — обычно это экспрессивные черные кляксы или черно-золотые штрихи.
  • Стенды с литографиями в краеведческом музее размещены таким образом, что при виде сверху образуют крест.
  • Организаторы выставки попытались воссоздать само далианское пространство: стенды задернуты темно-лиловой тканью, на пианино расставлены гигантские свечи, а сами литографии подвешены на веревках под углом.
  • В иллюстрациях к «Божественной комедии» Данте Дали заметно узнаваем. Кажется, живописать грехи и круги ада художнику более интересно.
  • Для экстравагантного художника, снимавшегося в рекламе «Алкозельцера» (в биографии Дали был такой факт), здесь гораздо больше свободы для эксперимента.
  • «Купцы и расточители» с головами, напоминающими то ли орех, то ли яйцо, — истинно далианское создание, практически прямо цитирующее его знаменитое «Превращение Нарцисса». Яйцо для Дали — часто символ прошлой жизни.
  • А вот и знаменитые костыли — один из самых частых символов картин Дали. Для художника это символ поддержки, без которого текучие материи не могут удержать свою форму.
  • Аллегорические мутанты с хвостами рыбы и человеческими конечностями олицетворяют дьявольскую логику. Улитка — важный символ у Дали. Однажды найденная на багажнике велосипеда, она стала одним из главных персонажей его творчества.
  • Истерзанная, разлагающаяся, расчлененная плоть — эта тема всегда увлекала Дали.
  • Чтобы создать серию ксилографий, иллюстрирующих «Божественную комедию», Дали потратил 55 месяцев, упорно трудясь в двух мастерских Парижа.
  • После окончания работы все 3,5 тысячи досок для гравюр были уничтожены, чтобы избежать возможного копирования работ в будущем.
  • Считается, что в этих ксилографиях цвет, нехарактерный для обычной графики, передан настолько насыщенно, что может сравниться с живописной палитрой.
  • Ящики, выдвигающиеся из человеческих тел, часто встречаются в живописи Дали и символизируют скрытые мысли. Падший ангел изобилует такими темными тайниками мыслей.
  • «Хотелось познакомиться с Дали вживую, а не по книжкам или через интернет. Хоть это и не знаменитая живопись, но здесь присутствует аура художника. Дали здесь очень узнаваем», — делится впечатлениями Павел, научный сотрудник.
  • Впрочем, некоторые посетители, знакомые с «массовым» Дали, ожидали другого, более масштабного зрелища. «Я шел на знаменитого Дали, способного шокировать своими известными образами. Но увидел невыразительные картинки», — расстроен студент Виктор.

Материал подготовили София Гольдберг и Евгения Брыкова

читайте также

  • В эфире
  • Популярное
Реклама