Сомелье в «Пятерочке»


Близится Новый год, а с ним и закупки вина для домашних праздников и корпоративов. И понятно желание в этом случае сэкономить, но так, чтобы гости потом не плевались. Я уже давно обратил внимание на то, что полки обычных сетевых магазинов, которые в Новосибирске можно найти на каждом углу, порой сулят немало приятных открытий. Чтобы подтвердить своё предположение, я взял с собой специалиста — представителя компании-дистрибьютора алкоголя.


Кристина Татьянкина — руководитель местного отделения компании «Винотерра», занимается здесь преимущественно поставками вин в рестораны. Крупные федеральные сети заключают контракты напрямую в Москве или даже что-то импортируют сами, так что никакой заинтересованности в продвижении тех или иных брендов у Кристины нет.


«Холди дискаунтер»


«Холди» уже довольно многочисленная сеть — в Новосибирске и окрестностях сейчас работает больше 50 торговых точек, и количество их растёт, так что ехать далеко не придётся. Слово «дискаунтер», вынесенное в название, предполагает не только низкие цены, но и некоторую невзрачность магазинов (за счёт чего-то же торговцы должны экономить). Первое, что встречает покупателя — это железные сетки со всевозможной мелочёвкой — от пластиковой кухонной утвари до трусов. В общем, место для винного гурмана не выглядит особенно многообещающим.


Подходим к полкам. Кристина сразу отбраковывает дешёвое белое и красное вино Arcobaleno, которое, впрочем, и стоит здесь 199 рублей: «Такое годится только на кухню. Мясо тушить или соус с ним делать».


Рискую вставить своё мнение (я покупал белое) — вино, конечно, без открытий, но для того чтобы просто запивать еду, вполне подойдёт. Как альтернатива хорошему пиву.


А вот Barbera d'Asti за 449 рублей вызывает у неё живой интерес: «За этот регион цена прямо нормальная».


Одобряет эксперт и сицилийское Le Rovole (сорт Nero d'Avola) за 299 рублей: «Производитель, правда, неизвестный, но это даже хорошо, поскольку в цену не вложены расходы на маркетинг».


Сомелье в «Пятерочке»


В разделе крепленых вин Кристина останавливается у портвейна (настоящего, из Португалии) Convido за 599 рублей и... не решается в итоге его рекомендовать. Хотя признает, что цена хороша. Но что там в бутылке — нужно пробовать.


Интерес специалиста вызывает бутылка настоящего французского коньяка за 1399 рублей, но оба тубуса, которые стоят на полке, оказываются пустыми.


«Наверное, это здесь самая дорогая позиция и их хранят где-то отдельно», — не может удержаться от иронии Кристина.


На этом интересное заканчивается. Но пара итальянских вин — это уже неплохо.


«Пятерочка»


Здесь первое, что встречает — вина солнечной Абхазии, которые эксперт решительно отметает прежде всего из-за соотношения цена/качество. Для вина такого уровня просто слишком дорого. Их популярность можно объяснить только инерцией — люди помнят кавказское вино (в первую очередь грузинское), и, в отличие от Грузии, Абхазия у нас с полок не исчезала никогда.


«Я бы взяла такой "пинотаж" (сорт винограда) из Южной Африки. Прекрасная цена, и "пинотаж" трудно испортить», — говорит эксперт.


Сомелье в «Пятерочке»


Татьянкина смотрит на несколько бутылок с крымским вином, но решительно их отвергает, потому что цена неоправданно велика (больше 450 рублей): «Это же балк — (импортное, как правило, вино, произведённое в другом регионе и просто разлитое на заводе по бутылкам. — С.С.). А стоит как вполне приличный Новый свет с гарантированным качеством». 


По этой же причине благословение не получают все грузинские вина, какие есть на полке.


«Такое вино должно стоить не дороже 300 рублей», — заключает эксперт.


На бутылки Medoc (известный субрегион в Бордо) за 785 рублей Кристина смотрит с сомнением. С одной стороны, для этого AOC цена выглядит привлекательной. Но…


«Я не знаю этого производителя и к дешёвой Франции отношусь с сомнением. Известный регион — это уже бренд сам по себе, и дополнительная наценка заложена в нём вне зависимости от качества вина».


А вот испанское белое Sol De Espana из сорта Airen за 299 рублей получает одобрение.


Сомелье в «Пятерочке»


«Только год нужно посмотреть — его нужно пить свежим, то есть лучше, если оно не старше 2016 года», — уточняет Татьянкина.


Вопреки распространённому мифу, далеко не все вина с возрастом становятся лучше. Как и люди.


Тут уже я обращаю внимание. На верхней полке стоит французское Corbieres (апелласьон в Лангедоке, известный своими красными винами — мощными, простыми для понимания и от этого не особенно высоко ценимыми более продвинутыми любителями). Цена 449 рублей (правда, по акции) выглядит более чем привлекательной.


Взгляд опускается ниже и натыкается на пластиковые литровые бутыли с портвейном «777» по 166 рублей. Видно, что Кристина, привыкшая к более благородным напиткам, несколько удивлена, что такое вообще всё ещё существует в мире.


«Ярче!»


Полка установлена за кассой, и у кассы очередь. Устроить тут размеренный осмотр опасно для здоровья (а может, и жизни). Но даже издалека Татьянкина сразу выхватывает Casal Mendes (Vinho Verde) за 350 рублей — прекрасное свежее яркое вино, которое в другом месте будет стоить дороже. Точнее, стоить дороже будет вино такого же уровня, поскольку поставщик тоже неизвестен.


Сомелье в «Пятерочке»


Есть здесь ещё несколько привлекательных позиций (вроде Chablis Olivier Tricon за 999 рублей), но как оно хранилось, непонятно. Хотя, если хочется, можно рискнуть — Шабли дешевле 1500 рублей в Новосибирске редкость.


«Магнит» (гипермаркет)


Здесь нас встречает настоящее шампанское Mercier, которое продаётся за 1999 рублей. Шампанское (из Шампани) вообще стоит дорого по определению. Даже в самой Франции бутылку дешевле 15 евро можно купить только по акции, и это будет, скорее всего, какой-то не очень известный производитель. Увы, французы были первыми, которые придумали такое вино и до сих пор стригут с этого изобретения купоны.


Сомелье в «Пятерочке»


Но теперь игристые вина (причём по той же самой технологии) кто только не делает. И на одной полке с настоящим шампанским стоят подарочные коробки с «Абрау-Дюрсо» примерно за ту же цену.


«Смотри что делают! Да оно ("Абрау". — С.С.), конечно, выдержанное и сделано по традиционному методу, может быть, это даже старые лозы, но между ними же пропасть», — возмущается эксперт.


Впрочем, прежде чем идти за шампанским за две тысячи рублей, стоит спросить себя, а правда вы его сможете отличить в бокале от приличного Prosecco или хорошего брюта того же «Абрау», которые стоят в три раза дешевле.


Дальнейшее знакомство с полкой «Магнита» заставляет Кристину периодически извлекать бутылку с уважением (дескать — хорошее, стоит брать), но потом она смотрит на цену и меняет своё решение: «Дороговато, можно найти и дешевле».


Сомелье в «Пятерочке»


Тем не менее эксперт не без некоторого удивления отмечает, что выбор широк и удовлетворит разборчивого покупателя. И если даже сэкономить не получится, то, по крайней мере, можно просто быть уверенным, что и не переплатите.


Общий вывод в целом оптимистичный. Конечно, «Пятерочка», «Холди» и прочие недорогие магазины — это не винные бутики. Но даже уверенный пользователь «шардоне» и «пино-нуара» сможет найти там что-то интересное. И для этого не обязательно тащиться в крупный супермаркет или в специализированный винный бутик.