Еда из аэропорта

Человек, который редко куда-то летает на самолете, как правило, бывает шокирован ценами на еду в аэропорту. Особенно заметно это у сетевых компаний, где потребитель хотя бы в общих чертах помнит что и сколько стоит. И когда, например, в Домодедово такой простак заходит в какую-нибудь «Кофеманию» скромно посидеть с чашкой капучино, то счет в 700 руб. его ставит в тупик.


С одной стороны, у такой дороговизны есть объективные причины. Особенно если взять аэропорты с неравномерной загруженностью, как Толмачёво, где основные рейсы отправляются и прибывают утром (и отчасти вечером), так что бывает, что в зале прилета довольно пустовато и продажи на минимуме, какой бы ценник ни был в заведениях.


Но к столичным аэропортам это точно не относится, равно как это не относится, например, к аэропорту Ататюрк города Стамбула или Суварнабхуми (Бангкок), где поесть вам обойдется раза в два дороже, чем даже в центре города (при сопоставимом качестве). Так что дело тут не в какой-то жадности российских рестораторов, которые пытаются слупить втридорога с пассажиров, у которых покупка билетов уже нарушила способность трезво относиться к ценам на пиво. Потому что если вы уже заплатили 12 тыс. руб. за перелет до Москвы, то 400 руб. на пиво уж точно найдете.  


Регулярно летающие граждане уже настолько привыкли к такому положению дел, что даже начинают испытывать от него некое специфическое удовольствие. Дескать, «Что — бутерброд с колбасой стоит 400 рублей? Дайте два, могу себе позволить». И тем удивительней сталкиваться с ситуацией, когда встречаешь в аэропорту обычные цены.


Пивное комбо в Мюнхене. Фото Стаса Соколова
Пивное комбо в Мюнхене. Фото Стаса Соколова


Вот, например, давеча я летел с пересадкой в городе Мюнхен. Времени между самолетами было явно недостаточно, чтобы пройтись по городским пивным, но его хватало для кружки пива в многочисленных барах в аэропорту.  Казалось бы — Западная Европа, уровень доходов соответствующий, у массы людей пересадка, так что из аэропорта они никуда не денутся. Однако, полюбуйтесь, комплекс из кружки пива Hofbräu, трех мюнхенских колбасок и брецеля обошелся в 12,5 евро (порядка 875 руб.). Строго говоря, даже в центре Новосибирска эта цена за подобный набор не выглядит пугающей.   

  

Цены в аэропорту Фьюмичино (Рим). Фото Стаса Соколова
Цены в аэропорту Фьюмичино (Рим). Фото Стаса Соколова


Не заметил я никакой принципиальной разницы в ценах и в парижском аэропорту Шарль Де Голль. Ну, может быть, сэндвич в сети Brioche Doree стоит вместо обычных 4,9 евро 5,9 евро, но эта не та разница, которая заставляет вас задуматься, а так ли уж вы голодны. То же самое могу сказать про аэропорты Рима, Франкфурта-на-Майне и Копенгагена. В последнем вообще самой популярной точкой общепита, по моим ощущениям, была столовая «в стиле ресторана ИКЕА».


Не думаю, что дело тут в том, что в этих странах рестораторы меньше хотят заработать. Они-то как раз заинтересованы в потоке клиентов и держат цены такими, при которых люди к ним всё еще идут в нужном количестве. Аэропортовская дороговизна — прямое следствие высоких ставок аренды, поскольку владельцы аэропорта пытаются выжать хоть немного денег из каждого квадратного метра площади. А лучше много.


И то, что в каких-то странах этого не происходит, — следствие иной психологии потребителей. Если посмотреть на карту полетов Западной Европы, то можно увидеть, как много бортов одновременно там находится в воздухе. Доля летающих пассажиров там куда больше, и большинство из них отнюдь не являются богатеями, готовыми швыряться деньгами (даже если это лишние 5 евро за сэндвич). И увидев несуразно высокие цены, среднестатистический немец или француз вполне может сварганить этот самый сэндвич дома, чтобы съесть в дороге. Не потому, что не может себе позволить потратить несколько лишних евро, а просто в знак протеста против такой несправедливости.  


Возможно, именно поэтому и владельцы европейских аэропортов относятся к общепиту у себя немного иначе. То есть не просто как к источнику дохода, а, прежде всего, — как к элементу гостеприимной среды. Ведь когда-то и туалеты в аэропортах были исключительно платными, а теперь это вызовет как минимум возмущение.


Впрочем, ситуация начала медленно меняться и в России тоже. В начале лета Федеральная антимонопольная служба возбудила дела против нескольких сетей, чьи цены в аэропорту Домодедово оказались чуть ли не в разы выше, чем в заведениях этих же сетей в самой Москве. Сработал ли страх перед антимонопольщиками или международная компания сама подсуетилась, но когда пару недель назад в Домодедово я сел в KFC (мне нужны были WiFi и розетка, качество еды было второстепенным), то с удивлением обнаружил, что почти не вижу разницы в ценах.