Крафт жив


 «Крафтфест» проводился в «Технопарке» и занял практически три этажа, по которым растеклись многочисленные (больше 50) пивовары разной степени самодеятельности. То есть здесь были, конечно, и уже известные (по крайней мере, среди любителей этого жанра) предприятия типа «Василеостровской пивоварни», «Бакунина» (обе из Санкт-Петербурга) и местных «Гусей» (владелец которых — Сергей Цуркан — по сути, и организует фестиваль). Но большинство участников были или начинающими предприятиями, которые только-только перешли от домашних экспериментов к продаже своего продукта через небольшие бары, или вовсе те самые домашние пивовары, что делают пиво пока для себя и друзей. Учитывая тот факт, что каждый участник привёз в среднем 4–5 видов пива, количество вариантов явно превышало физические возможности человека попробовать хотя бы малую часть всего представленного разнообразия.


Крафт жив


При таком выборе в первую очередь обращаешь внимание, конечно, на какие-нибудь диковинки. Вот, например, совсем молодые ребята, которые назвались PVP Brewery, привезли сразу два вида пива, сваренного на основе берёзового сока. Во вкусе действительно чувствуется полено. Да нет, я шучу, конечно, — в нём есть специфическая сладость, которая просто добавляет нюансов. Понятно, что большими партиями такое пиво не сваришь, не говоря уже о том, что оно строго сезонное — «доить» берёзы круглый год не получится. Как основа серьёзного бизнеса, в общем, этот «старорусский эль» смотрится сомнительно, но сам по себе продукт занятен.


Или вот целая линейка тёмных сортов, которую делают уже более опытные ребята из ещё одной новосибирской пивоварни New Chicago. Здесь в один из стаутов на этапе выдержки добавляют дубовую щепу, которую пропитали до этого односолодовым островным виски Laphroaig. Конечно, пиво от этого пахнуть свежими шпалами не стало, но какие-то йодистые нотки в нём при желании можно разглядеть. У самих «Гусей» можно было попробовать миндальный портер. К сожалению, этот необычный привкус появляется не в результате использования какого-то хитрого солода или необычного хмеля (просто добавляют миндальный концентрат и всё), но результат всё равно интересный. То есть, опять же, это не то пиво, которое вы возьмете с собой на пикник, но даже несколько глотков его в баре останутся надолго в памяти. 


Крафт жив


Было бы, конечно, неправильно понимать под «крафтом» исключительно какие-то безумные эксперименты со вкусом. Перечисленные выше (и многие другие) трюки — это, скорее, способ обратить на себя внимание. Потому что просто объяснять что-то каждому про глубокий вкус и богатый аромат довольно сложно — куда проще сказать, что в пиво при варке добавили нечто необычное. А там, глядишь, человек заинтересуется и менее экзотическими видами.


Пару слов хотелось бы сказать о публике. На фестиваль пришли больше 1200 человек, которые не только нашли время добраться до Технопарка в субботу, но и купили билеты по 500 руб. Как человек, бывавший на пивных фестивалях попроще, должен заметить, что обилие алкоголя редко кого делает лучше. Почти всегда спутники таких мероприятий — конфликты, нелепые выходки и прочие малоприятные вещи. Так вот ничего подобного на «Крафтфесте» я лично не видел ни в каких формах. Люди перемещались туда-сюда, общались, пробовали, задавали вопросы. И дело тут не только в изначальном финансовом цензе (человек, которому хочется просто бухнуть, на 500 руб. может купить 10 литров в магазине-разливайке). Просто всё это сложно сваренное пиво в принципе представляет интерес не алкогольный, а именно гастрономический. Его интересно  пробовать, различать нюансы, удивляться неожиданным сочетаниями. И для тех, кто хочет просто напиться, это напиток довольно бессмысленнен.


В общем, крафт жив, просто от него, наконец, отстали явно случайные люди, пытавшиеся поймать волну новой моды. Но те, кому интересен сам предмет, остались, и количество их медленно, но верно растёт.