Почему в Новосибирске нет культуры?

Ох, как же все-таки Новосибирску нужен крепкий культурный менеджмент

Этот вопрос я слышу постоянно, и не только от питерских и московских коллег, но и от знакомых новосибирцев. И чувствую, что надо как-то оправдаться. Потому что все дело не в культуре, а в отсутствии адекватного пиара и маркетинга в этой сфере. Если говорить проще — всем просто плевать на зрителя. А зрителю на культуру — нет.

Недавно моя московская коллега, арт-критик, задала мне вопрос: «О чем вообще можно писать в Новосибирске? У вас же тут нет культуры!». Сколько раз я выслушивала этот резонный вопрос от совершенно разных людей — как имеющих непосредственное отношение к культуре, так и совершенно далеких от нее. Но, зная новосибирскую культурную среду изнутри, могу уверенно сказать, что это верно лишь отчасти. Так почему многие продолжают считать, что в Новосибирске нет культуры?

Я думаю, что сторонний наблюдатель, который хочет в выходные просто сходить в театр или на выставку, сможет назвать лишь несколько учреждений, которые у него на слуху. И это будет театр «Глобус» или «Красный факел», краеведческий музей вкупе с СЦСИ, кинотеатр «Победа» да, пожалуй, оперный с филармонией. Пиарщики и маркетологи этих заведений прекрасно понимают, что на дворе XXI век и что культура — это тоже продукт, который надо продвигать. Кто-то скажет: но ведь это деньги — культурный маркетинг дорого стоит. Это верно лишь отчасти. Предположим, новосибирская опера в самом деле может себе позволить вешать билборды по всему городу — но не будем забывать, что Новосибирск изначально задумывался как город музыкальный, в отличие от того же Красноярска, который считается городом художников и имеет к тому свою историческую предрасположенность. И не каждый может позволить себе обустроить первоклассный кинотеатр с уличными плазмами и архитектурой, в которой стильно сочетаются эпоха нэпа и современный хай-тек.

Но поверьте, деньги — это далеко не главное объяснение популярности этих заведений. В последние годы краеведческий музей, который в сознании граждан ассоциировался с чем-то местно-нудным, расцвел пышным цветом — и только благодаря грамотному маркетингу и искреннему желанию устраивать в самом деле интересные проекты, а не просто тупо осваивать бюджет. О том, что происходит в филармонии, знают даже те, кто плевать хотел на академическую музыку, — и все это благодаря тому, что тамошняя служба пиара не ленится потратить свое рабочее время на ведение своего филармонического блога. Согласитесь, чтобы завести странички в соцсетях, аккаунт в ЖЖ или поднять простейший блог на WordPress’e, не нужны финансовые затраты — нужно просто желание и понимание того, что культурный продукт тоже нуждается в продвижении. А если говорить еще проще — нужно, чтобы на зрителя было не наплевать.

Но больше всего меня изумляет главный музей города — НГХМ. О том, что происходит в нем, затруднительно выяснить, даже зайдя на его сайт, родом будто из начала 90-х годов. Пиаром себя там не утруждает никто из сотрудников, а не так давно мне пришлось полчаса побегать от одного входа до другого, чтобы выяснить, в каком из залов проходит интересующая меня небольшая выставка — все сотрудники были не в курсе. Даже жуть берет, когда смотришь на такое количество суровых смотрительниц, надзирающих за порядком в совершенно пустых залах. Но музей, кажется, продолжает считать себя «главным арт-учреждением города». Недавно мы похихикали вместе с одним известным новосибирским художником на счет того, что наш музей, кажется, решил превратить себя в Лувр — сделав фотосъемку абсолютно любой, даже самой никчемной выставки платной, причем не номинально. Художник рассказывал, что недавно был в лондонской галерее Tate Modern, одной из крупнейших и известнейших галерей Европы, и там, как и в Национальном музее, съемка разрешена совершенно свободно — только без вспышки, которая скверно влияет на краску.

Я не знаю, что творится с самой культурой в Новосибирске, но знаю, что еще лет 5 назад у нас было несколько частных галерей, а сейчас все вымерли, за исключением 1-2, которые живут «в ноль» — и то за счет продажи сувенирной продукции. Но в то же время я вижу, что в театрах, которые лет 5 назад были полупустыми, сейчас аншлаги. Это говорит о том, что публике нужна культура — не надо оправдывать себя тем, что зрителю ничего неинтересно, кроме «поржать» и блокбастеров. В неделю от 2-3 маленьких полуподвальных московских и питерских галерей мне приходит рассылки о новых событиях в разы больше, чем от всей новосибирской арт-тусовки вместе взятой. Это неправда, что хороший продукт продвигает себя сам. Это иллюзия. Новосибирску нужен крепкий культурный менеджмент. А пока что о нашем городе знают, что у нас самый большой оперный театр в стране, что местный конструктивизм входит во все учебники мира по архитектуре и что отсюда родом «Синие носы».


Фото photosight.ru

Мнение автора в разделе «Авторские колонки» может не совпадать с позицией редакции.

Все комментарии Правила комментирования
Добавить комментарий
13 фев 2012в20:45
"А пока что о нашем городе знают, что у нас самый большой оперный театр в стране, что местный конструктивизм входит во все учебники мира по архитектуре и что отсюда родом «Синие носы»."
Интересно, а кто-нибудь что-нибудь может сказать про культуры других городов (за исключением Москвы и Питера)?
Ответитьответ
Пожаловаться
Скрыть комментатора
Авторизуйтесь,
чтобы иметь возможность
скрывать сообщения
комментаторов
Анфиса
15 фев 2012в11:33
Кто Вам сказал, что в Новосибирске нет культуры? Москвичи? А теперь давайте представим, что у нас в городе нет ни Академгородка, ни оперного, ни филармонии, ни консерватории и т.д. и т.п. что-нибудь изменится? или все-таки не стоит посыпать голову пеплом... Безусловно, есть определенные проблемы, ситуация на месте не стоит, но так рубить с плеча подобными заявлениями...
София
16 фев 2012в21:02
Анфиса, а где написано, что в Новосибирске в самом деле нет культуры? Я как раз за то, что она есть. И прямо уже в подзаголовке значится, что не только москвичи задают этот вопрос, но и новосибирцы. Которые не имеют к культурным кругам отношения.
Elena
20 фев 2012в21:47
не только Синие носы... Многие в России и за пределами знают, что в Новосибирске, состоялись первые персональные выставки Павла Филонова и Эля Лисицкого. Многие художники знают Новосибирск по Международной бьеннале графики. С кем пообщаешься - такой и будет результат опроса. Частные галереи все загнулись - это правда. Думаете причина тоже в плохом менеджменте? Спросите у Черновых, они хорошо изучили "тему". В Новосибирске сформировался рынок искусства? Он есть в России?
Elena
20 фев 2012в21:52
и вообще - что вы имеете ввиду под словом "культура"? Мне представляется, что термин настолько многозначен и культур разнообразных такое множество, что уточнение необходимо. Чего именно нет?
София
22 фев 2012в17:19
Elena, да-да, и то что Софья Голлидэй, воспетая Цветаевой, играла здесь в театре, и то что слухи связывают смерть Хармса с новосибирской тюремной больницей, а уж если с источниковедами поговорить, то к культурному имиджу Новосибирска прибавится столько, что на 5 томов хватит! Но вы же понимаете, что речь идет об обычных людях, не имеющих отношения к культуре, многие из которых едва ли знают, кто такой Филонов и, находясь в ситуации информационного вакуума по названной мной выше причине, думают, что в Новосибирске нет культуры. А под культурой я понимаю "культурную жизнь", не более того. С Черновыми я общалась года 3-4 назад и более того, делала подробный обзор арт-рынка Сибири и прекрасно знаю, что его нет. Уж поверьте. Я не на стороне тех, кто считает, что в Новосибирске нет культуры, но я, как и вы - и это прекрасно видно по вашему комментарию (я даже могу попытаться вашу фамилию назвать, если вы работаете с батиком;))- нахожусь внутри этой среды в силу своей профессии. И потому мы с вами в курсе. Но это, понимаете, параллельные процессы. Даже когда существовала прекрасная Альт-галерея, о ней многие люди, опять же - НЕ ИМЕЮЩИЕ ОТНОШЕНИЯ К ИСКУССТВУ - просто-напросто не знали, хотя там происходило масса всего интересного. Вопрос заключается в том: почему никто об этом не знал??? И с Шуваловой я тоже общалась и ситуацию того времени прекрасно знаю. Проблема в другом: в том, что прекрасное, сколь бы прекрасным оно ни было, само о себе не расскажет. Если бы заголовок был взят в кавычки, было бы понятнее, о чем речь?
Любовь
14 мар 2012в23:08
Но больше всего меня изумляет главный музей города — НГХМ.
Это, да. София, в точку. Этот коллектив, рассеяный по катакомбам учреждения, в такой глубокой задумчивости и спячке, как будто всемирное оледенение уже наступило во второй раз. Согласна с вами о нуждах культуры Н-ска. Но что предпринять нам-то?.. Кроме чудесных таких пересудов. Не знаю.
  • В эфире
  • Популярное
Реклама