«Убийца»: сука-любовь

В «Первом театре» поставили спектакль, больше похожий на роуд-муви или даже на театральный ситком про гопников, которые разговаривают с Богом по-свойски и трагически любят. Много гэгов, правдоподобные образы, но смысл спектакля так и остается туманным.

«Первый театр» в среде новосибирских театралов сейчас считается едва ли не самой прогрессивной площадки города — молодая труппа, смелые эксперименты, свобода от академической театральщины, зрители, сидящие близко к сцене… Не скажу, что я совершенно разделяю это мнение, хотя мне крайне милы все режиссерские попытки делать что-то в направлении «бедного театра», в котором есть только актер и зритель, а все остальное неважно. И вот, собираясь увидеть нечто такое неформатное и камерное, я отправилась на премьеру спектакля «Убийца» в клуб «Пуля», где ставит «Первый театр», который я несправедливо долгое время обходила стороной.

Есть спектакли, которые после себя оставляют странное чувство — недоумения. «А в чем смысл, зачем это все было?» — хочется чистосердечно спросить у режиссера, как в сочинении для пятого класса. «Убийца» в постановке Артема Находкина, актера, пробующего себя в роли режиссера, оставляет похожее впечатление. Гопнику Андрею, эдакому трусливому лузеру, задолжавшему другому авторитетному гопнику Секе, который артистически играет в карты, приказано либо вернуть долг, либо убить некоего третьего гопника, тоже попавшего в должники. В качестве то ли секьюрити, то ли просто, чтоб смешнее было, в эту криминальную поездку Сека приставляет к Андрею свою девушку — весьма колоритную деваху, надевающую под спортивный костюм туфли со стразами на внушительной шпильке. Во время этого нелепого путешествия отвращение друг к другу будет сменяться любовью, страх перед убийством — ненужной решимостью его совершить, матерные разборки — лирическими сценами, грубость — трогательными монологами. Интересная аскетичная сценография — на сцене остаются только скамейка, которая будет служить и баней, и остановкой, табличка на столбе, на которой меняются символические изображения места, где находятся герои, и протянутое через всю сцену полотно двухполосного шоссе. Актеры не разговаривают друг с другом, а ведут как будто свои внутренние монологи, рассказывая историю залу.

Но так и остается непонятным — о чем спектакль. О том, что гопники тоже умеют по-настоящему любить и терзаться страстями, что их душевным порывам мешает дворовое косноязычие? О том, что они по-своему, смешно и наивно, но искренне разговаривают с Богом, в периоды отчаянья называя его «каким-то гопником»? И ведь даже нельзя погрешить на актерскую игру — со своими ролями артисты справляются отлично, хотя Илья Музыко и Никита Бурячек — еще студенты театрального института. Лузер в исполнении Музыко — блестящий образ, так гоготнуть и озираться с раззявленным ртом еще суметь надо. Правдоподобный Бурячек в роли Секи запросто мог бы «отжимать» мобильники на улице. Дарья Зырянова играет хорошо и экспрессивно, не говоря о Елене Вахрамеевой, которой досталась возрастная роль. Да, образы правдоподобны, да, на сцену словно зашла шпана с улицы. Но что дальше? Вряд ли виновата и сама пьеса Молчанова, по которой поставлен спектакль, хотя она и вправду больше напоминает киносценарий для провинциального роуд-муви. Но постановка в «Первом театре» — это дворово-лирическая комедия, построенная на гэгах (порой довольно неплохих) и, кажется, созданная ради этих самых гэгов. В результате я выходила из зала под впечатлением, что побывала на театральной версии какого-то ситкома в духе «Реальных пацанов», только смешнее и с хорошей игрой. Но вряд ли режиссер хотел добиться именно такого зрительского послевкусия.


Фото Евгения Бойко

Мнение автора в разделе «Авторские колонки» может не совпадать с позицией редакции.

Все комментарии Правила комментирования
Добавить комментарий
Аня
02 фев 2012в16:34
О чём спектакль?
Да о том, что нет не только эллинов и иудеев (с):) - но нет и (на чуть менее поверхностном и чуть более важном уровне) гопников, интернет-хомячков, "норковых шубок". А есть люди. Диктую по буквам: любовь, юноша, девушка, искренность - ЛЮДИ.
А все люди близки и похожи. И беды, и трудности у них общие. Например, такая вот беда - неумение любить. И ещё такая общая для всех радость - огромное желание любить.
Это моё послевкусие. Конечно, не настаиваю.
Ольга
02 фев 2012в17:29
Я думаю, уважаемый автор, вы были единственной, кто вышел из зала с таким ощущением.....Всецело присоединяюсь к вышеизложенному комментарию.
София
02 фев 2012в17:44
Я знаю, что на премьерах в небольших театрах собираются друзья актеров и театра в большом количестве. И это было видно. Поэтому мне понятно ваше стремление поддержать и выгородить. Что касается уважаемого комментатора по имени Ольга, то вы ошибаетесь - стоило прислушаться хотя бы к разговорам в очереди в гардероб. Но да, это мнение принадлежит людям сторонним.
Ольга
02 фев 2012в19:03
Вы сами себе противоречите, София. То "на премьерах в небольших театрах собираются друзья актеров", то "стоило прислушаться хотя бы к разговорам в очереди гардероб". Определитесь уже, был ли полный зал друзей театра или людей, которым спектакль не понятен. Я не являюсь другом ни одного из актеров, к своему большому сожалению. Всего лишь высказала свое мнение, без всякой претензии на истину в высшей инстанции.
Аня
03 фев 2012в14:53
А я тоже не являюсь другом ни одного из актёров (не знаю уж, к сожалению или нет:)).
Стремление поддержать - да, наверное, присутствует. Это же естественно - поддерживать то, что тебе близко, правда?
Стремление "выгородить" - вряд ли.
Знаете, София, мне "Убийца" по посылу, по вектору, по искренности показался близок "Наташиной мечте", которую показывали у нас на Рождественском фестивале. Тоже ведь про девочку, с которой трудно представить себя в близких отношениях, да? А задевает какие-то очень важные струны в собственной душе...
София
03 фев 2012в16:25
Аня, по поводу "Наташиной мечты" согласна - в том смысле, что это мощнейший спектакль. И я о нем так и написала http://relax.ngs.ru/blogs/more/253455/ Но ведь важно не что, а как! Горина на открытом нерве весь спектакль проиграла - очень драматичная вещь. Хотя кто-то посчитал этот спектакль самым слабым спектаклем фестиваля.
Аня
03 фев 2012в18:27
Возможно, "Наташина мечта" с Еленой Гориной - это камертон, по которому можно (и нужно) настраивать такие вот спектакли - нервные, обнажённые, трудные. Я, по крайней мере, очень рада, что в моей жизни теперь есть такой камертон.
И - да, может, "Убийца" - если равняться на безупречный звук - не так чисто звучит. Но всё же его "как" - достаточно точно настроено - на мой взгляд и вкус. А у меня вкус, честно сознаюсь, вполне себе кисейной барышни:). Это я просто к тому, что разные мнения относительно этого спектакля живут в зрительской среде - и живут бескорыстно. Знаю - раз... два... три... ещё четверых "не-друзей":) актёров, которым понравилось.
Наталья
03 фев 2012в22:13
Каждому спектаклю свой зритель! Я не знаю ни одного спектакля который понравился ВСЕМ! Да и это было бы неправильно! Но ведь этот спектакль заставил Вас(автора статьи) писать о нем! И это уже говорит о том что вас он затронул! Мне кажется этот спектакль о Выборе, ...говорить или делать, любить или не любить, мечтать или действовать! Главный герой остался дома плакать в подушку, и мне так захотелось позвонить любимому человеку и сказать что я люблю его! Я нашла в этом свои смыслы! И актеры прекрасно заражали меня собой!Все, без исключения!
  • В эфире
  • Популярное
Реклама