«Красный факел»: революция и голая задница

В «Красном факеле» показали «Отморозков» Серебренникова («Изображая жертву») по революционному роману нацбола Прилепина. Много мата, детского пафоса, и все без толку.

С Кириллом Серебренниковым у меня сложились довольно странные отношения. Помню, после его «Юрьего дня» возникало одно желание, и это даже не эмоция, — хотелось напиться. Нет, я не имею ничего против эпатажа, провокации, жести и тем более мата со сцены, да и не со сцены, впрочем, тоже. Или в чем там еще обычно принято упрекать Серебренникова. Лишь бы это к столу было и рождало смыслы, хоть какие-то. Впрочем, от спектакля «Отморозки» в постановке Школы-студии МХАТ, где играют студенты третьего курса, я ожидала чего-то большего, ведь сценарий спектакля (который продолжил IX Рождественский фестиваль искусств на площадке «Красного факела»), по сути, является постановкой прилепинского романа «Санькя», неплохой с точки зрения литературы книги, пусть и на сомнительную тему.

То, что спектакль уже начался, понимаешь не сразу — пока зрители занимают места, на задворках сцены за металлическими ограждениями лениво тусуется разнородная молодежь, то и дело поглядывая в зал. «Революция! Революция! Революция!» — начинает шепотом скандировать эта толпа, размахивая пионерским флагом с Лениным. За ограждением стоят омоновцы, а милиционер с воплями урезонивает в мегафон митингующих, один из которых приспускает штаны и показывает ему голую жопу. «Пусть будет бунт!», «Россия без ментов», «Мы маньяки, мы докажем!», «Любовь и война», — скандируют персонажи, изображая типажи завсегдатаев «Марша несогласных» и сходок нацболов, а омоновцы пинают их ногами и забирают в кутузку.

Потом на сцене среди перевернутых ограждений, которые и прослужат до конца спектакля единственными декорациями, не считая гроба, появятся преподаватель философии, которому осталось лишь скорбеть о России, которую мы потеряли, престарелая интеллигентка, которой «страшно, просто страшно!», потому что она не понимает, под чьи знамена ей вставать, оперная дива, которая боится опоздать на репетицию из-за очередной акции на Триумфальной площади. Впрочем, в центре спектакля — судьба главного героя Гриши Жилина, патриота своей страны, нацбола, копящего на берцы и презирающего нынешний политический строй — ради таких высоких идеалов и умереть не жаль при захвате здания мэрии.

Студенты курса Серебренникова специально ходили на «Марши несогласных», беседовали как с оппозиционерами, так и с «нашистами» — и из этих реплик составили вставки вербатима, которых в спектакле немало. Но иногда патетика актерских выкриков зашкаливает на таком неожиданно инфантильном уровне, что, ей-богу, впору припомнить горьковскую «Мать». Что делать? Кто виноват? Как нам обустроить Россию? Все это преподнесено настолько наивно, а актеры играют столь нарочито яростно, аки безумные рыча слово «родина», матюгаются настолько кучеряво и обильно, что ничего кроме недоумения этот спектакль не вызывает. Не хватает разве что венчающего эту пошлость левацкого штампа — майки с Че Геварой. Лишь сцена с гробом, напоминающая о прилепинских жутких русских похоронах, пробирает до костей. Все прочее — какой-то любительский сумбур, синхронные прыжки в труселях на сцене, заигрывания с залом, который радостно хохочет и аплодирует, разделяя нонконформистское кокетство Серебренникова. В России всегда было мало хороших политиков, но много политиканов — верно заметил Лесков когда-то, ничего так и не изменилось с тех пор. Дают ли какие-то ответы политиканствующие «отморозки»? Нет никаких ответов. Разве что «Как же вы мне все остое…али», вырывающееся из жующего рта Гриши. И вправду. Так и хочется вернуть эту реплику тем, кто на сцене.


Фото openspace.ru

Мнение автора в разделе «Авторские колонки» может не совпадать с позицией редакции.

Все комментарии Правила комментирования
Добавить комментарий
МаЛи-нск
08 дек 2011в17:11
Ничего-то Вы не поняли.Возможно,из-за отсутствия жизненного опыта.И Вы,наверняка,не мама сыновей-подростков.Задача искусства СТАВИТЬ ВОПРОСЫ,а не давать ответы.Пушкина *Маленькие трагедии*читали?много там ответов?Спектаклю-БРАВО!на сцене постоянное действие,декорации в движении,заняты по полной,атмосфера книги сохранена.Спектаклю- браво!а Вам -НЕТ
Антон
09 дек 2011в14:17
К этому убожеству еще и книга есть?! Жуткая бездарность, видимо Вам как раз в силу полного отсутствия жизненного опыта и понимания где спекуляция, а где нет такое может и придется по вкусу (это я вам, Мали-нск). Софии как всегда спасибо за отличный те текст,и то что она один из немногих думающих авторов в Новосибирске
Евгений
09 дек 2011в14:24
Впечатление довольно мерзостное, даже если не брать в расчет то, что игра актеров на уровне драмкружка. Все кричат, друг друга перекрикивает, в истериках бьются, явно переигрывают, юношеский максимализм туп, как никогда. Дело даже не в мате - не надо про мат писать, чтобы потом Серебренников и ко с их почетателями прикидывались жертвами ханжества. Это просто плохой бесталанный спектакль, сделанный как минимум некачественно, как максимум - на уровне дешевой спекуляции. Да, и это не вполне верно, что спектакль поставлен по одному роману "Санькя" - он вообще по произведениям Прилепина на смежные темы.
Неля
16 дек 2011в17:12
Совершенно адекватная рецензия, согласна с каждым словом. Все банально до тошноты.
  • В эфире
  • Популярное
Реклама