Джаз на органе вслепую

Голландский дуэт Jazz Prominents поразил харизматичной игрой на трубе, напоминающей звучание дудука, и виртуозным органистом, страдающим полной слепотой.

Для меня IX Рождественский фестиваль искусств начался с концерта удивительного дуэта из Нидерландов Jazz Prominents в камерном зале Новосибирской филармонии. Любителям джаза (к которым я себя, впрочем, не отношу) то, что делают всемирно известные голландцы Берт ван ден Бринк и Эрик Влойманс, может показаться довольно противоречивым экспериментом. Это джаз, исполненный на трубе с органом! Если и есть в академической музыке самый монументальный и торжественный инструмент, так это орган с его возвышенным апокалиптическим звучанием. Поэтому сходить на концерт Jazz Prominents стоило хотя бы ради того, чтобы посмотреть, как это — исторгать безудержный джаз из органа. Причем дополнительной интригой послужило то, что Берт ван ден Бринк, известный в Европе как джазовый пианист, полностью слеп.

Выступление дуэта оказалось немного перформансом, немного импровизацией, немного экспериментом с саунд-эффектами. Помню, перед каждым экзаменом в музыкальной школе мы тренировали себя так, чтобы суметь отыграть буквально с закрытыми глазами — учились играть экзаменационную программу с завязанными полотенцем глазами. При упорных тренировках и определенной сноровке у некоторых с горем пополам выходило. Но как можно играть вслепую на органе, сразу на нескольких мануалах, в том числе ногами на педальной клавиатуре, и одновременно управляться с пультом — для меня это просто уму непостижимо, нечто на грани фантастики.

Записи Влойманса я впервые услышала года 2–3 назад, даже не зная, что это тот самый востребованный во всем мире джазовый трубач, и даже не подозревая, что он играет на трубе, подумав, что это какой-то восточный духовой инструмент! Теперь мне вживую довелось увидеть, настолько виртуозно он владеет трубой: использует различные саунд-эффекты, то зажимая раструб, то приглуша звук ладонью — и даже наклоняясь под крышку рояля, добиваясь акустического эффекта горного эха. Манера игры Влойманса настолько харизматична, что, слушая звучание его трубы — мягкое, бархатистый, с обертонами легкой хрипотцы, гулкое, почти деревянное, лишенное привычной бравурности меди, — может показаться, что со сцены звучит нежный армянский дудук! Иногда всхлипывающий, срывающийся на излете ноты и безмерно печальный.

Теперь попробуйте представить, каково звучание этого необычного дуэта. Конечно, были и привычные джазовые синкопы, оба музыканта сыпали колючими секундами, а ван ден Бринк даже имитировал ритмы контрабаса, играя ногами на педальной клавиатуре. Однако это вовсе не тот зажигательный джаз, к которому мы привыкли, — эти голландцы играют в каком-то своем уникальном меланхоличном стиле, с элементами фьюжна и этники, заставляя сочетанием торжественной органной октавы с «бархатной» трубой плыть тягучий, почти космический звук по залу. Чего стоит одна аранжировка индийского гимна, который, по рассказу Влойманса, он однажды услышал в исполнении хора девочек в индийской деревушке и лишь потом узнал, что это за музыка.

Ван ден Бринк к тому времени уже пересел за рояль, поскольку не мог не сыграть на обнаруженном в филармонии легендарном «Стейнвее», а труба Влойманса звучала особенно меланхолично и эпично.

Фото Евгения Иванова

Мнение автора в разделе «Авторские колонки» может не совпадать с позицией редакции.

Все комментарии Правила комментирования
Добавить комментарий
гость
07 дек 2011в14:28
тяжелый язык, впечатления никакого
08 дек 2011в00:43
Первые несколько композиций я очень переживала за Берта, все боялась, что он с чем-то не справится в устройстве непривычного для него электронного органа. В момент каждой паузы - по-джазовому внезапной, неспокойной, непредсказуемой - у меня замирало сердце и казалось, что что-то пошло не так. Дальше этот страх пропал и начались очень странные и новые для меня мысли. Я, в общем, до сих пор сформулировать толком не могу, но в манере игры Берта что-то неуловимо непривычно, какая-то разрозненность текста, который у него как будто сознательно разваливается на большие фрагменты, разделенные паузами, в момент которых нарушается вся ранее заданная внутренняя пульсация, а потом все как будто начинается с новой точки отсчета. Не знаю, почему так, конечно, предполагаю, что это как-то связано с его слепотой, и наверняка оно так - слишком уж непривычно и ни разу не слышанно такое явление, но механизмы и причины определить мне сложно. Какой-то концерт-ребус, концерт-загадка получился: слушаешь и ищешь ответы на странные реалии, которые предлагают музыканты.
Ответить
Пожаловаться
Скрыть комментатора
Авторизуйтесь,
чтобы иметь возможность
скрывать сообщения
комментаторов
04 янв 2012в11:58
Возникает ощущение, что слово "джаз" можно без опаски клеить куда угодно. Лично для меня весь джаз был в том, что в зале и фойе я видел Сергея Беличенко, Человека, который слышал очень много джаза, много пропагандировал его. Вполне возможно, что специалист сможет правильно определить, что общего у джаза и Jazz Prominents. Причем здесь Рождество - ? Видимо дуэт не предупредили. Хоть бы одну рождественскую музыку сыграли...
Ответить
Пожаловаться
Скрыть комментатора
Авторизуйтесь,
чтобы иметь возможность
скрывать сообщения
комментаторов
  • В эфире
  • Популярное
Реклама