«Идите в задницу» в стиле романтизма

Фестиваль немецкого кино весьма правдоподобно показывает «былое и думы» современной Германии — от экспрессивной ностальгии по великому Гете до проблем турецких эмигрантов.

Так уж вышло, что за фестивали всевозможного национального кино у нас в городе отвечает лишь кинотеатр «Победа». Фестиваля немецкого кино я каждый раз жду с наибольшим нетерпением — в последние годы германский кинематограф определенно наращивает мускулы и уверенно выходит на мировой рынок. Но если с коммерческими фильмами все более-менее понятно и доступно — что в локальных сетях, что в кинотеатрах, то с авторским немецким кино в Новосибирске большая напряженка — кроме как на фестивале, его больше негде увидеть.

Мне кажется, что программа 4 фестиваля немецкого кино, который открылся в эту среду в «Победе», отражает ситуацию в германском кинематографе лучше, чем все предыдущие фесты. Современные фильмы из ФРГ всегда отличались серьезным уклоном в социальную проблематику, а с легкой руки Фатиха Акина немцы не на шутку заинтересовались вопросами национальных меньшинств, преимущественно турков. И теперь не выпустить в Германии в прокат несколько фильмов о том, как тяжко жить в турецкой общине, — почти то же самое, что назвать в США афроамериканца ниггером. На сей раз за турецких эмигрантов на фестивале будет отвечать Ясмин Самдерели, чей фильм «Almanya», чем-то напоминающий чудесную в своем трогательном гуманизме картину «Щепотка специй» Булметиса, расскажет о терзающем главного героя вопросе национальной самоидентификации.

Фильм «Сонная болезнь» стоило посмотреть хотя бы потому, что Ульрих Келлер получил за нее «Серебряного медведя» за лучшую режиссуру. Это странная и экзотическая лента рассказывает о немецком враче, который переехал в Африку по работе и превратился из альтруиста в местного коррупционера, прихватывающего деньги ООН. По своей стилистике кино мне немного напомнило романы Кутзее, что уже само по себе любопытно.

Но, пожалуй, главное событие фестиваля — это фильм «Гете!», открывший кинофорум. Филипп Штельцль создал удивительную трагикомическую историю о юных годах Иоганна Гете, не побоявшись в весьма вольном стиле взяться за «немецкое все» германской литературы. Перед нами 23-летний Гете, выпивоха и разгильдяй, проваливший экзамен на степень доктора юриспруденции и в диком танце нацарапавший на первом снежке «Идите в задницу» прямо под окнами экзаменаторов. Конечно, сценаристы весьма фривольно обошлись с биографией Гете, пытаясь изобразить ключевую фигуру эпохи романтизма, с гоготом чокающуюся за движение «Бури и натиска» и пребывающую на грани нервного срыва, будучи влюбленным в Шарлотту Буфф. Не говоря уже о сцене порывистого секса под дождем в грязи. По сути, фильм посвящен тому, как Гете написал «Страдания юного Вертера» и тем самым ввел моду на самоубийства и желтые панталоны с синим сюртуком, как некогда «Бедная Лиза» Карамзина в эпоху сентиментализма в России породила моду среди девушек топиться в пруду.

Мириам Штайн, исполнившую роль Лотты, с трудом удалось узнать в кофейне «Синема» — юная стеснительная девочка, недавно окончившая театральный институт и густо зардевшаяся после вопроса о том, почему в России существует устойчивая ассоциация между немецким кино и порно. Кстати, ответ на этот волнующий русского зрителя вопрос не нашел никто из присутствовавших немецких кинематографистов, которые услыхали о таком стереотипе впервые.


Фото kinopoisk.ru

Мнение автора в разделе «Авторские колонки» может не совпадать с позицией редакции.

Все комментарии Правила комментирования
Добавить комментарий
28 ноя 2011в01:31
Молодцы немцы! Признают, что великие люди тоже люди. Уверена, что фильм про Гете отличный!
Ответить
Пожаловаться
Скрыть комментатора
Авторизуйтесь,
чтобы иметь возможность
скрывать сообщения
комментаторов
  • В эфире
  • Популярное
Реклама